Патрик Остин, кукловод в шоу «ТОРУК – Первый полет» Cirque du Soleil: к куклам мы относимся как к друзьям или членам семьи

Накануне премьеры шоу Cirque du Soleil «ТОРУК – Первый полет» нам удалось связаться с одним из кукловодов, работающих на этом проекте. Поговорить с человеком, который управляет куклами, всегда очень интересно, но Патрик превзошел наши ожидания – он просто взял и обаял нас и при этом поразил глубиной  погружения  в тему.

— Как давно вы занимаетесь куклами? Откуда взялось увлечение куклами, переросшее в страсть и профессию?

— На самом деле, не так давно, сразу после окончания университета в 2011 году. Еще ребенком мне нравились кукольные представления, но сам в руки кукол никогда не брал. В ранние годы меня, скорее, привлекал физический театр — я очень много выступал. В колледже у меня был курс по комедии масок, читал его абсолютно фантастический преподаватель, который и открыл для меня мир кукловождения. Согласитесь, хобби это достаточно редкое, но благодаря куклам в моей жизни появились близкие друзья, с которыми я сейчас готов хоть на Луну полететь. Кукловоды — тот редкий «сорт» исполнителей, которые вообще не страдают самолюбием.

Кукловоды — тот редкий сорт исполнителей, которые вообще не страдают самолюбием

Сразу после окончания университета я попал в бродвейский мюзикл «Боевой конь». Там я впервые попробовал себя в роли кукловода и по-настоящему влюбился в это искусство и людей, которые были вокруг. С тех пор марионетки — неотъемлемая часть моей жизни. Шоу «ТОРУК – Первый полет» — мой первый опыт сотрудничества с Cirque du Soleil. В этом шоу я оказался по рекомендации своего друга и коллеги, и я до сих пор ему за это безмерно благодарен. Никогда бы не подумал, что стану частью цирковой компании, тем более такой именитой, как эта. Кстати, это не первая постановка компании, в которой используются марионетки, но в таком количестве и разнообразии их нет ни в одном другом шоу Cirque du Soleil. В шоу работает целая команда кукловодов, оживляющих красивых созданий Пандоры, два из которых вы не видели в фильме «Аватар», они были созданы специально для шоу, дополнив вселенную фильма. Мне посчастливилось стать в некотором смысле первопроходцем, осваивая работу с ними.

— Какими видами кукол вы предпочитаете заниматься, и почему они вам милее других?

— Вообще, мне по душе те куклы, управление которыми вовлекает целую команду специалистов. Такая работа заставляет тебя быть максимально сосредоточенным, прислушиваться к товарищам, чтобы сообща вдохнуть душу в персонажа. Торук — самый безжалостный хищник, с которым нас знакомит и фильм «Аватар», и наше шоу, которое черпает в нем вдохновение, — марионетка, управляемая обратной тягой. «Обычные» марионетки управляются нитями сверху, а здесь все наоборот: зверя ведут все шесть кукловодов постановки, которые работают с системой тросиков и нитей.

А еще мы сами «озвучиваем» созданий Пандоры, издаем во время выступления животные звуки.

— У вас никогда не возникало ощущения, что куклы — живые? Вы ведь с ними постоянно работаете… Как вы воспринимаете ваших подопечных?

— Конечно, они живые. А как иначе?! У каждого кукловода в шоу есть «собственный» змееволк — такой опасный зверь Пандоры со змееподобной головой. Так вот мы им имена придумали. Моего зовут Чанк! Это своего рода проявление эмпатии. Во время выступления мы становимся с этими созданиями одним целым, чувствуем их характер, а они нам подсказывают, что и как лучше сделать. 

К куклам мы относимся как к друзьям или членам семьи. Мы их любим, оберегаем, иногда расстраиваемся из-за всяких мелочей, но быстро миримся

К куклам мы относимся как к друзьям или членам семьи. Мы их любим, оберегаем, иногда расстраиваемся из-за всяких мелочей, но быстро миримся. Куклы в каком-то смысле беспощадны: за каждым их движениям во время выступления следят тысячи глаз, и тому, кто ведет кукол, нужно окружить своих подопечных полным вниманием и заботой, забыв обо всем остальном, ведь куклы могут постановить на место, сбить всякую спесь в мановение ока.

— Для шоу «ТОРУК – Первый полет» вы изготовили целый «отряд» кукол, изображающих фантастических животных: лютоконь, черепахул, Торук и др. Расскажите о них.

— Работая над созданием шоу, команда его авторов отказалась от использования аниматроники или видеопроекций, чтобы воссоздать животный мир Пандоры. Наоборот, они предпочли древнее ремесло создания кукол с их плавной, органической и очень правдоподобной пластикой. Мне кажется, шоу стало таким успешным во многом благодаря этому решению. Зрителям, пришедшим на «ТОРУК — Первый полет», мы предлагаем не просто отправиться в путешествие в удивительный мир, населенный На’ви, но и включить собственное воображение, что-то додумать вслед за рассказом Сказителя, который повествует нам древние легенды народа Пандоры. Такое возвращение к истокам. В общей сложности в шоу представлено 14 кукол. Здесь есть змееволки, лютокони и Торук, с которыми зрители знакомы по фильму «Аватар», а есть и страузавры и черепахул, которые не появлялись в блокбастере и были созданы специально для постановки, но под чутким руководством Джеймса Кэмерона. Каждая кукла в шоу уникальна, а из-за огромного размера сценического пространства мы зачастую находимся внутри кукол, либо части тела кукловодов интегрированы с их «тушками».

Для управления страузаврами и лютоконями нам приходится носить обувь на очень, очень высоких каблуках, чтобы воссоздать строение их конечностей.

— Чем отличаются паркетные куклы от других видов кукол?

— Есть куклы перчаточные (они крайне простые), есть тростевые, в управлении которых задействованы палочки-трости, есть марионетки, которые управляются нитями и тросиками сверху, вообще театральных кукол — великое множество. У нас в шоу куклы планшетные или паркетные — они умеют ходить по планшету сцены, и все они ростовые, что добавляет реалистичности происходящему. В шоу «ТОРУК – Первый полет» есть куклы, которые водит один кукловод, три (к примеру, лютоконь) или целых шесть человек (Торук).

— На что способны ваши куклы в шоу?

— Во-первых, сразу оговорюсь, что ремесло кукловождения не из простых. Нам порою приходится принимать такие непривычные и замысловатые позы, в которых, мягко говоря, не совсем комфортно находиться продолжительное время. Команда кукловодов постоянно ротируется, чтобы держать тело в тонусе.

А куклы способны на многое, но делают только то, что от них требуется. Торук — единственная марионетка в шоу, способная летать. Полет — дело рук не только кукловодов, но и системы автоматики, с которой этот зверь соединен специальными тросами. Все куклы в шоу ручной работы и сделаны с учетом нюансов телосложения их кукловодов. Это удивительные создания, которые учат нас слушать и заставляют нас продолжать исследовать новые возможности.

— Если бы вы сравнивали себя с куклами народного итальянского театра, которых, наверное, знает каждый ребенок в мире, вы бы кого выбрали и почему?

— Я бы, скорее, сравнил себя с куклами японского театра Бунраку. Обожаю эту театральную традицию — здесь за движениями одной куклы отвечают три человека. Мне кажется, что в Бунраку — вся суть и все величие искусства работы с куклами. Ты и твои компаньоны буквально чувствуют биение сердец друг друга, ведь если один предлагает сделает что-то, на что двое других не согласны, вся магия рушится, кукла перестает быть живой.

Ну а если говорить об итальянском площадном театре, это всеми любимая классика с легко узнаваемыми персонажами. Комедия дель арте близка к кукловождению, ведь все это — театр физический. Я достаточно глубоко изучал ее в студенческие годы, и, конечно, моя любимая маска — шут Дзанни!

— Где еще помимо работы в шоу «ТОРУК – Первый полет» вас можно увидеть?

— В 2015 году я стал со-основателем театральной компании RhinoLeap. Она расположена в моем родном городе Эшборо, что в штате Северная Каролина. Когда у меня есть время, я участвую в создании новых постановок для компании. Ежегодно мы выпускаем около 4 новых шоу, а еще ведем внеклассный театральный кружок для старшеклассников в нескольких государственных школах. Осенью нас пригласили принять участие в создании шоу «Кунг-фу Панда» по мотивам одноименного мультфильма в Макао, и мне уже не терпится начать работу над этим проектом!

Беседовала Екатерина Соловей