О чем молчит искусство: фильмы, которые стоит посмотреть каждому

О чем молчит искусство: фильмы, которые стоит посмотреть каждому

Елена Никитина   15 апреля 2019
7 мин
О чем молчит искусство: фильмы, которые стоит посмотреть каждому

Вы часто, рассматривая картины в музеях, задумываетесь, какие личные истории скрываются за ними? Судьбы скольких людей, а может быть, целых поколений были тесно связаны с этими полотнами, изваяниями и дугими предметами? Тогда вам точно стоит обратить внимание на фильмы о предметах искусства и их создателях — а Time Out выбрал для вас самые интересные и необычные из них. 

Микеланджело. Бесконечность (Michelangelo – Infinito, 2018) 

Зачем смотреть: восхититься мраморными скульптурами Микеланджело и увидеть в знаменитом художнике простого человека, наделенного удивительным талантом и стремлением воплотить в жизнь невероятное. 

Рассказ о творчестве знаменитого итальянца ведется от лица Джорджо Вазари, историка, и от лица самого художника, который описывает внутренние переживания перед началом работы над своими самыми знаменитыми произведениями. Порой мы даже не задумываемся над тем, почему так ценится статуя Давида или «Пьета», а имя Микеланджело Буонарроти сегодня звучит как устоявшееся сочетание слов, символизирующее искусство. Но каким был этот человек на самом деле? Почему он всю свою жизнь посвятил «высвобождению ангела из камня»? Как он решился на роспись Сикстинской капеллы в одиночку?

Фильм Эмануэле Имбуччи позволяет рассмотреть в мельчайших подробностях каждое произведение художника и рассказывает историю простого человека, одаренного талантом создавать жизнь из камня.

В России фильм вышел в прокат 28 марта, и еще есть возможность посмотреть его на большом экране.

Ван Гог. С любовью, Винсент (Loving Vincent, 2017) 

Зачем смотреть: чтобы поразиться чудесам мультипликации, очутиться внутри картин художника и прочувствовать трагедию творческого человека, непризнанного в течение жизни. 

Почтальон, который должен доставить последнее письмо Ван Гога брату Тео, рассказывает своему сыну о страшной судьбе художника, и тот, поразившись этой историей, совершает путешествие по местам, где Винсент писал свои картины. Встречаясь со знакомыми живописца и его друзьями, он пытается выяснить причину смерти художника. Ван Гог писал яркие и живые пейзажи, изображал дорогих сердцу людей на портретах, но был одинок, одинок до отчаянья. Каждый день он писал своему брату письма, но почти не виделся с ним лично. Он дружил с доктором, который завидовал ему и в тайне мечтал обладать таким же талантом. Как жил этот человек без поддержки, вдали от близких, в мире, полном лжи и жестокости? 

Над картиной работало около ста художников, которые вручную масляными красками на холсте в технике Ван Гога создали шестьдесят две тысячи кадров этого фильма, благодаря чему зритель ощущает себя буквально погруженным в мир живописи худлжника.

Женщина в золотом (Woman in Gold, 2015) 

Зачем смотреть: чтобы поразиться красоте картины Густава Климта и вместе с героиней перенестись в мир прошлого и понять, что за любым произведением стоит личная история.

Картина Климта «Женщина в золотом» стала настоящим символом Австрии, ею гордятся, ею восхищаются. Но однажды Мария Альтман буквально переввернула мир заявлением о том, что первоначально картина имела другое название и принадлежала ее семье. Для Марии она является семейной реликвией и воспоминанием о ее тете, Адели Блох-Бауэр, которая изображена на картине.

В фильме современность пересекается с прошлым, Мария вспоминает молодость, когда все они были счастливы, пока в их мир не вторглись фашисты и война. Картина тогда исчезла и лишь через некоторое время появилась перед зрителями, но уже будучи в чужих руках. Вместе с неопытным молодым адвокатом Альтман пробует восстановить справедливость и вернуть то, что принадлежит ей по праву.

Фильм затягивает, и редкий зритель не пытается сам предположить, как именно сложится судьба картины. А главное, после просмотра ленты начинаешь иначе смотреть не только на полотно Климта, но и на все произведения искусства — задумываешься над их историями и тесной связи прошлого с настоящим. 

Эдвард Мунк (Edvard Munch, 1974) 

Зачем смотреть: чтобы погрузиться в бурю эмоций и противоречий, взглянуть на жизнь Мунка глазами самого художника м глазами окружающих его людей.

Фильм рассказывает о значимых моментах непростой жизни Мунка, картины которого и сегодня вселяют ужас и страх. Мотивы смерти и одиночества преобладают в его творчестве, но яркие краски и простые плавные линии дарят надежду и веру в будущее и желание жить. Мунк будто боролся с жизнью и одновременно был невероятно в нее влюблен. Художнику удалось несмотря на все удары судьбы создать шедевры, которыми сегодня восхищаются миллионы людей.

У зрителя есть возможность увидеть мир глазами Эдварда Мунка и попробовать понять, как он мыслил. В преддверии масштабной выставки в Третьяковской галерее — фильм, обязательный к просмотру.

Сезанн и я (Cézanne et moi, 2016) 

Зачем смотреть: чтобы узнать, что связывало двух творческих и невероятно талантливых людей, увидеть незабываемые кадры и пережить ощущение мимолетного присутствия Сезанна и Золя. 

Сезанн и Золя познакомились совершенно случайно. Один — художник, другой — писатель, в каждом из них — дух бунтарства, спонтанность, безрассудство, так что они быстро стали лучшими друзьями. Но время не щадит никого, и постепенно различий между ними становится больше, чем сходств… У Золя есть все: он успешен, знаменит, богат. Сезанн — неизвестный художник, вынужденный как-то существовать на небольшие средства.

Это не романтическая беллетризованная история об идеальной дружбе, это история контрастов, взлетов и падений двух творческих людей, которые до конца жизни сохраняли дух детства и безрассудства. Фильм вдохновляет двигаться только вперед вопреки всему, ведь если рядом близкие друзья —все возможно. 

Большие глаза (Big eyes, 2014) 

Зачем смотреть: чтоб оказаться в шкуре человека, который вынужден бороться за авторство своих картин. 

Портреты детей с огромными глазами буквально за один день переворачивают мир искусства. Появившийся из ниоткуда художник Уолтер Кин стремительно завоевывает популярность: его картины появляются на рекламных плакатах, печатаются на календарях, открытках и других сувенирах. И какого же удивление публики, когда в один прекрасный день становится известно, что человек, по-настоящему причастный к созданию знаменитых портретов, остается в тени — это жена Уолтера, Маргарет Ким, придумала изображения детей с огромными искренними глазами. Она осталась в стороне от славы, рассчитывая на честность своего мужа, который в итоге бесчестно отнял у нее все. И тогда Маргарет решает добиться справедливости и доказать миру права на собственное искусство.

Фрида (Frida, 2003)  

Зачем смотреть: чтобы стать свидетелем громкой и противоречивой истории любви двух творческих людей, пережить радость и разочарование, душевный подъем и внутреннюю борьбу за честь и справедливость. 

История любви Фриды Кало и Диего Риверы до сих пор вызывает много вопросов: они познакомились, когда он был уже признанным художником, а она лишь начинала творить, но он поверил в нее и помог ей достичь успеха. Ими восхищались, и в то же время многие недоумевали, как они могли быть вместе при такой разнице в политических и художественных взглядах.

Фильм-повесть о непростых отношениях двух творческих людей и о Фриде, сумевшей вопреки всему написать сильные и порой душераздирающие картины о непростой женской судьбе.

МЫ. Верим в любовь (W.E., 2011)

Зачем смотреть: чтобы вместе с главной героиней воссоздать историю любви короля Великобритании и простой американки. 

Режиссером этого фильма стала сама Мадонна. В центре сюжета— история любви Эдуарда VIII, короля Великобритании, и Уоллис Симпсон, простой американки. На момент их знакомства она была замужем, а он был самым многообещающим королем, но это не помешало их роману. В итоге Эдуард отрекся от престола и оказался вдали от семьи и родины, а Уоллис развелась и полностью изменила свою жизнь. 

Повествование ведется от лица современной девушки: она попадает в аукционное хранилище предметов быта и авторских украшений, принадлежавших Эдуарду и Уоллис. Но для нее это не просто предметы, это— свидетели невероятной истории, случившейся в прошлом, символ свободы и возможности прожить жизнь так, как хочется, а не так, как нужно. На фоне этих воспоминаний происходят перемены и в судьбе героини: она влюбляется и неожиданно для себя понимает, что часто руководствовалась правилами, а не собственными желаниями. Фильм рассказывает, как предметы искусства могут напомнить о тесной связи прошлого с настоящим и о том, что есть вопросы, которые в своей жизни приходится решать каждому.

Трогательная и невероятно красивая история. Особого внимания заслуживают элегантные наряды героев прошедшей эпохи — вдохновение обеспечено!