Как правильно жаловаться в ресторанах

Как правильно жаловаться в ресторанах

Саша Сутормина   2 апреля 2019
4 мин
Как правильно жаловаться в ресторанах

В идеальном мире красивая хостес встречает с широченной улыбкой, официант понимает с полуслова, а огромная порция свежих салатных листьев сопровождает прожаренный именно так, как вам надо, стейк. И уж, конечно, речи не идет ни о каких волосах в супе, каменных авокадо, теплом просекко в мутном бокале и часовом ожидании оливок. Но, увы, мир не идеален. И дело не только в плохих продуктах, некомпетентном обслуживании или привычной ресторанной запаре вечером в пятницу. Дело — во многом — в нас самих, не всегда знающих, как получить то, что мы хотим. Time Out рассказывает, как грамотно — и эффективно — жаловаться в ресторане, не прослыв при этом занудой.

Говорите. И чем скорее — тем лучше. В игристом нет пузырьков? Краб-кейк принесли холодным, в тартаре нашел свой последний приют человеческий зуб (реальный случай: на кухне подрались повара, издержки профессии), а креветки будто с Ваганьковского? Скажите сразу: аргентинские розовые — не Бенджамин Баттон. Свежее уже не станут.  

Будьте вежливы — это классно и небесполезно. Вполне возможно, официант делает все, чтобы вы получили заказ как можно скорее — и не его вина, что кухня не справляется с наплывом гостей (или просто не справляется). Всегда помните о простых формулах вежливости, если не хотите остаться в групповом чате сотрудников заведения фотографией с подписью «неправильный рислинг» или «овца у стойки».  

Не претендуйте на истину в последней инстанции. Все, что касается вкуса — дело, в общем-то, вкуса. Вино «с пробкой», протухшая зелень, несвежая рыба или тот самый зуб в тартаре — все это означает, что что-то пошло не так. Но если в совиньоне вы не почувствовали зеленого яблочка, пасту любите пожирнее, в Тель-Авиве порции больше, а «этот салат моя жена делает лучше» — то дело не в поваре и не в вине. И кстати, до того уютного парижского бистро, где тартар готовят «как надо», вино дешевле, а корочка на крем-брюле хрустит задорнее, — всего четыре часа лету. 

Ваше мнение важно для ресторана: конструктивная критика всем помогает стать лучше. Скажите официанту, что вам пришлось по вкусу, а что бы вы хотели изменить в еде или в сервисе, но оставьте право ресторану решать самому — а вы проголосуете собственным рублем.  

Четко формулируйте свои пожелания. Хотите, чтобы вам поменяли блюдо? Пересадили за другой стол? Принесли поскорее кофе и счет? Или, может, отрегулировали вытяжку и громкость музыки? Скажите об этом: сэкономите время и нервы себе и другим.   

Не ждите халявы. Арендные ставки, фудкост и затраты на персонал — рестораны не то чтобы купаются сегодня в деньгах. Никто не обязан кормить вас бесплатно, если вам не понравился соус к стейку. И никто не обязан дарить вам бутылку бургундского «от заведения», даже если в записной книжке у вас весь Департамент торговли и услуг, а заодно Новиков и Раппопорт.  

Улыбайтесь. Даже если все пошло к чертям, коктейль — помои, брускетта с лососем — как будто с конкурса лилипутов, менеджер нахамил, а пиццу принесли уже холодной. В конце концов, рестораны — это про удовольствие. Махните на все рукой, закажите шампанского и отрывайтесь на полную катушку.   

Настаивайте, чтобы из счета убрали блюдо, которое вы вернули. Вы имеете на это полное право. Если, конечно, вы действительно отослали на кухню блюдо, а не пустую тарелку с жалобами.   

Оставляйте на чай как минимум десять процентов от чека (в котором, надеемся, нет неясно откуда взявшейся лишней бутылки воды). Официанту, гардеробщику, хостес: поверьте, инвестиции в отношения с теми, кто ищет вам стол, спрашивает «вам как всегда?» и мгновенно приносит заказ, окупятся быстро. И даже если вы поклялись, что больше сюда ни ногой, все равно оставьте на чай. Ресторанный мир маленький — вполне вероятно, что дня через два этот же самый светловолосый юноша примет ваш заказ на панкейки с черничным вареньем уже в новом кафе на Патриках.  

Заводите друзей в ресторанах. Кокетничайте с официантом (или официанткой) — и, возможно, вам принесут новый десерт «на пробу, его еще нет в меню». Проявляйте искренний интерес к непонятным словам в винной карте — и сомелье нальет вам бокал редкой Словении. Перебросьтесь с хостес парой слов о чертовых пробках и том, как ей идет этот новый пиджак, — бонусом может стать членство в priority list гостей и личный номер (бронировать так, согласитесь, куда приятнее). Передавайте комплименты шеф-повару на кухню. Приносите менеджеру журналы, дарите книжки и делитесь номерами сантехников. Чуть-чуть усилий и человечности, ведь все мы люди, — и вы станете «своим» в любом ресторане.  

Не пишите гневные отзывы в соцсетях. Не будьте тем, кто говорит официанту «спасибо, было очень вкусно», а через полчаса выкладывает в сториз подробный отчет об этом «проходном месте с сомнительной винной картой и невнятной едой». Не портите себе карму. И, пожалуйста, не ударяйтесь — ни в коем случае — в потребительский терроризм. Забавные и грустные истории о тех, кто нашел в салате воображаемый ноготь и изобразил аллергию на морскую соль, просто чтобы почувствовать собственную значимость и получить от заведения подгон и миллион извинений, передаются по ресторанам из уст в уста. Зачем вам это?