9 ролей Мэттью МакКонахи, за которые мы его любим

В прокате идет новый фильм с Мэттью МакКонахи – угарная комедия «Пляжный бездельник», в которой звезда «Настоящего детектива» вновь совершает эффектную трансформацию – на этот раз в наркозависимого поэта по кличке Лунный пес. Отмечаем событие подборкой наших любимых ролей в исполнении оскароносного артиста.

«Белый парень Рик» (White Boy Rick, 2018)

Звездная пора Мэттью МакКонахи, как принято считать, прошла в начале 2010-х, когда актер снялся в целой серии удачных проектов подряд, в итоге приведших его к оскаровской статуэтке. Однако в последующие годы Мэттью, пускай и с меньшей регулярностью, тоже выдавал убедительные перевоплощения. Например, в недооцененной криминальной драме «Белый парень Рик» актер сыграл отца главного героя – слабохарактерного, но любящего неудачника, который, сам того не понимая, толкает сына на преступный путь. Рик Верше-старший получился у МакКонахи одновременно жалким и обаятельным сукиным сыном, чья токсичность в семейных отношениях и неприглядная мужиковатость не отменяет при этом искреннего родительского желания обеспечить детям лучшую жизнь.

«Солдаты неудачи» (Tropic Thunder, 2008)

В сумасбродной, сделанной на грани плохого вкуса, но, чего уж там, откровенно смешной пародии Бена Стиллера на фильмы о Вьетнамской войне МакКонахи досталась одна из самых дурашливых (в хорошем смысле) ролей в его карьере. Образ прямого как топор и страшно сентиментального агента увядающей голливудской кинозвезды (сам Стиллер) сидит на Мэттью как влитой. Ну а его конфронтация с продажным продюсером Лесом Гроссманом (незабываемый Том Круз) и вовсе может претендовать на звание одной из самых гомерически смешных сцен в современном кино.

«Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street, 2013)

Еще один короткий, но крайне уморительный выход актер совершил в популярной ленте Мартина Скорсезе о буднях биржевых воротил. Одного из них, Марка Ханну, в нелепом парике как раз отыгрывает Мэттью МакКонахи: с пением, прибаутками и доходчивой речью о том, как именно должен вести себя прирожденный брокер. Несмотря на то, что актер исчезает с экрана уже после пятнадцатой минуты, забыть сцены с его участием у вас не получится на протяжении всех трех часов фильма.

«Газетчик» (The Paperboy, 2012)

Провалившийся и в прокате, и у критиков фильм «Газетчик» обычно идет в списке прорывных ролей Макконахи 2010-х через запятую после более признанных «Супер Майка», «Мада» и «Киллера Джо». Вместе с тем роль поджарого репортера с секретом в атмосферном детективе Ли Дэниелса («Сокровище») вполне тянет на отдельное упоминание: именно его загадочный, вечно потеющий и вызывающий неоднозначные чувства герой становится здесь центром притяжения наравне с не менее убедительными Заком Эфроном, Николь Кидман и Джоном Кьюсаком.

«Берни» (Bernie, 2011)

Крайне увлекательная, несмотря на свою квазидокументальную форму, сатира Ричарда Линклейтера («Отрочество») на провинциальную Америку может похвастаться не только лучшей ролью Джека Блэка и величественным выходом Ширли МакЛейн, но и первоклассным перфомансом Мэттью МакКонахи. В «Берни» ему досталась пускай и второплановая, но завидная партия окружного прокурора, выступающего беспристрастным гласом разума среди ушлых и невежественных горожан (некоторые из которых играют самих себя). МакКонахи здесь не только смешно отыгрывает акцент и стать техасского слуги закона, но добавляет в образ своей фирменной харизмы – в результате финальная речь его героя на суде смотрится не менее мощно, чем аналогичные эпизоды в каноническом исполнении Кевина Костнера («Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе») и Пола Ньюмана («Вердикт»).

«Киллер Джо» (Killer Joe, 2011)

Начало 2010-х было чрезвычайно плодовитым для МакКонахи: с 2011 по 2012 год вышло аж шесть фильмов с участием актера, в каждом из которых он сыграл сложную и не похожую на свои прежние работы роль. Пожалуй, самым эффектным из них оказалось участие в черной комедии Уильяма Фридкина «Киллер Джо» по одноименной пьесе Трэйси Леттса. В фильме бывший завсегдатай комедий и мелодрам предстает в на редкость мерзком амплуа безжалостного копа, который за деньги осуществляет заказные убийства. Как и в «Берни», Мэттью преимущественно разгуливает здесь в ковбойской шляпе и красиво чешет языком – правда, ровно до тех пор, пока его не подставляет сумасбродная семейка в лице Эмиля Хирша, Томаса Хейдена Черча и Джины Гершон. Детали развязки вам лучше не знать, но мы предупреждаем: настолько устрашающего МакКонахи вы еще не видели.

«Под кайфом и в смятении» (Dazed and Confused, 1993)

Если вы когда-либо слышали, как МакКонахи произносит знаменитое «Alright, alright, alright», но не знали истоков фразы – познакомьтесь с одним из самых искренних и душевных фильмов о жизни американских тинейджеров. Именно здесь 23-летний Мэттью, до того снимавшийся лишь в рекламе, впервые произнес культовые слова перед кинокамерой. Что интересно, изначально его персонаж, вечный студент Вудерсон, должен был появиться лишь в одном эпизоде фильма. Однако режиссер Ричард Линклейтер был настолько поражен природной харизмой новичка, что значительно расширил присутствие героя, добавив в сценарий еще несколько сцен с его участием. Как результат, «Под кайфом и в смятении» стал для МакКонахи путевкой в актерскую профессию, а мы сегодня помним эту картину во многом благодаря его участию в ней.

«Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club, 2013)

Ни для кого не секрет, что в Голливуде обожают актерские подвиги – львиная доля индустриальных наград ежегодно вручается за эффектные преображения внешности, потерю/набор веса или самоотверженное освоение артистом новых навыков. Впрочем, даже если бы МакКонахи не худел на 22 кг ради роли техасского электрика, больного СПИДом, свой «Оскар» за «Далласский клуб покупателей» он бы все равно заслужил. Высокие рейтинги и эмоциональные отзывы тут вызывает вовсе не физическая трансформация актера, а прежде всего внутренний путь, который проделывает его герой (и зритель вместе с ним) – от невежественного ковбоя-гомофоба, отрицающего саму возможность заболевания, до бесстрашного борца за жизнь, принимающего свой смертельный недуг и людей вокруг во всем их многообразии. Излишне говорить, что Мэттью в этом образе убедителен на все сто.

«Настоящий детектив» (True Detective, 2014 – н. в.)

Но если бы нам пришлось выбирать всего один проект с участием актера, который мы бы взяли с собой на необитаемый остров – без сомнений им бы стал первый сезон «Настоящего детектива». Раст Коул – квинтэссенция актерского метода МакКонахи (недаром исписавшего целый блокнот для лучшего понимания своего персонажа) и самое филигранное из его перевоплощений. Оказавшийся на экранах сразу после победы МакКонахи на «Оскаре», образ философичного детектива-мизантропа не просто подтвердил, но буквально зацементировал звездный статус актера (в том же 2014-м он получил персональную звезду на Голливудской «Аллее славы») как одного из самых самоотверженных, харизматичных и многоликих талантов современности. И пускай с тех пор Мэттью так и не поднялся до вершин, достигнутых им в этом сериале, мы уверены, что это лишь вопрос времени – которое, как известно всем фанатам Коула, лишь «плоский круг».