7 книг, которые раскроют вам тайны кино

Без кино наша жизнь была бы скучнее, согласитесь. Оно позволяет нам взглянуть на жизнь под другим углом, пробуждает целый спектр эмоций – мы сопереживаем героям, ненавидим злодеев, плачем, смеемся, радуемся жизни вместе с персонажами фильмов. Наверняка каждому хоть раз хотелось заглянуть в кинозакулисье: послушать актерские байки, узнать, как перекраивали декорации прямо на съемочной площадке, как создавалась киновселенная. Time Out совместно с крупнейшим сервисом электронных и аудиокниг ЛитРес подготовил подборку книг, которые приоткроют завесу в мир величайшего из искусств.

«Джордж Лукас. Путь Джедая» Джонс Брайан Джей 

Больше всего в жизни он ненавидит рутину. В детстве мечтал стать автогонщиком, в юношестве – художником, но за компанию с другом поступил в киношколу. Его первый фильм критики назвали скучным, но уже в 28 лет он заработал свой первый миллион в кино, и теперь его имя навсегда вписано в историю кинематографа. Сегодня Джордж Лукас – один из самых богатых кинорежиссеров мира. На основе идей его фантастической киноэпопеи «Звездные войны» возникло философское движение джедаизм, последователи которого считают Лукаса своим пророком. В конце 70-х он основал анимационную студию, позже проданную Джобсу и переименованную в Pixar. 

Книга Брайана Джея Джонса рассказывает подробную биографию создателя «Звездных войн» и «Индианы Джонса». Сотни откровенных, неожиданных и малоизвестных фактов о самом противоречивом режиссере современности. Автор стремится раскрыть секрет ошеломительного успеха Джорджа Лукаса и оценить его вклад в мировой кинематограф.  

Цитата из книги:

К концу первых двух недель Лукас выдохся. Постоянные задержки, связанные с плохой погодой, неисправными дроидами и дурно подогнанными костюмами… ему удалось реализовать лишь две трети того, что он хотел видеть в фильме, и тем, что получилось, он остался недоволен. «Из-за всех этих проблем дела шли все хуже и хуже, – рассказывал Лукас, – и я не ждал ничего хорошего». Он совершенно пал духом, даже не пошел на вечеринку в честь окончания тунисской части съемок, которую сам организовал, и заперся в гостиничном номере, чтобы страдать в одиночестве. «Все шло не по плану, – вздыхая, вспоминал он. – Мир рушился. Я чувствовал себя вконец несчастным». 

«Тарантино. От криминального до омерзительного: все грани режиссера» Том Шон 

«Убить Билла», «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «Джанго освобожденный», «Бесславные ублюдки» – это лишь неполный список легендарных фильмов Квентина Тарантино. Он полюбил кино в раннем детстве, в пятнадцать был билетером в кинотеатре, где показывали порнофильмы, а сегодня это один из самых успешных голливудских кинорежиссеров, сценаристов и продюсеров, лауреат престижных кинопремий. 

В юности он работал в видеопрокате, где отмечал, какие фильмы нравятся людям, и этот опыт оказался очень кстати в его последующей карьере. Том Шон рассказывает про творческую жизнь Тарантино начиная от первой короткометражки, которую тот снял на любительскую камеру, до «Омерзительной восьмерки». В книгу включены архивные материалы со съемок, комментарии самого режиссера и забавные истории от актеров и съемочной группы.  

Цитата из книги:

Тарантино – один из немногих работающих в наши дни режиссеров, которые не используют монитор. Он проверяет, как выстроен каждый кадр, но при этом всегда сфокусирован на том, что происходит перед камерой. Во время танцевальной сцены в ресторане «Джек Рэббит Слимс» в «Криминальном чтиве» он танцевал вместе с Джеком Траволтой и Умой Турман, сразу за кадром, и он апплодировал, когда они закончили танцевать. «Вы полностью завладели нашим вниманием на 13 часов», – сказал он своим звездам. 

«Шерлок. Большая книга самого интеллектуального сыщика» Стив Трайб 

Стив Трайб написал настоящую энциклопедию о том, как создавали популярнейший сериал последнего времени. Его книга – подробный рассказ о работе, которую проделали сценаристы, режиссеры, гримеры и другие люди, участвующие в создании проекта. Как трое продюсеров, одержимых героем, пришли к общему замыслу фильма? Почему на главную роль был приглашен именно Бенедикт Камбербэтч? Сложно ли было «переселить» Холмса и Ватсона в современный мир, наполненный гаджетами, интернет-технологиями и генетическими экспертизами? Вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы, а также увидите, чем отличается книжный образ сыщика от его кино воплощения, узнаете о «сложных отношениях» Конан Дойла со своим персонажем и сможете раскрыть секреты спецэффектов и трюков сериала. 

Цитата из книги:

Стивен идет в своих рассуждениях дальше: «Самое интересное в жанре Конан Дойла то, что он стал предтечей телевизионных сериалов. Писатель печатался в таких журналах, как «Стрэнд», специализирующегося на новеллах и историях с продолжениями, которые было не очень интересно читать с середины, поэтому Дойл объединил первое со вторым и получились короткие истории, связанные не сюжетом, а персонажами. Постепенно рассказов становилось все больше и больше, читательская аудитория росла: покупать каждый номер было совсем не обязательно – можно было начать с любого выпуска и читать в любой последовательности. Сделав это, Дойл изобрел сериал. Он первым придумал роман, состоящий из множества законченных историй с участием одного и того же персонажа.  

«Живое кино: Секреты, техники, приемы» Фрэнсис Коппола 

«Живое кино» — это новая форма искусства, которая станет будущим кинематографа, считает известный режиссер Фрэнсис Форд Коппола, всемирно известный благодаря гангстерской трилогии «Крестный отец». Такой фильм будет снят одним дублем, с применением новейших технологий и, по заверениям автора, даст режиссерам больше творческой свободы, а зрителям – ощущение, что они смотрят кино прямо в процессе его создания. В своей книге Коппола рассказывает о трудностях, с которыми столкнулся при подготовке и съемках «живого кино», размышляет об особенностях работы с актерами и построения кадра, а также вспоминает о том, как создавал свои киношедевры. 

Цитата из книги:

Кино по своей природе — это совокупность бессчетного числа изображений и звуков, подобранных так, чтобы оказать на зрителей эмоциональное и интеллектуальное воздействие. И совершенно не важно, собраны эти элементы за месяца или годы монтажа (как в случае привычного нас кино) или же выхвачены из воздуха в полете (как в случае «живого кино»), — художественная ценность фильма и эффект, производимый на публику, зависят от того, насколько изящно его создатели справились со своей задачей.  

«Прозрачный экран» Андрей И 

Наверняка хоть раз при просмотре фильма вам хотелось оказаться по ту сторону экрана и узнать, как возникла идея проекта и как проходил съемочный процесс. Андрей И – известный режиссер, ведущий, оператор и актер – станет вашим проводником в закулисье кинематографа. Он увлекательно и остроумно расскажет о случаях, которые произошли с ним на съемочной площадке, а также раскроет секреты, благодаря которым кино становится настоящей магией.   

Цитата из книги:

Всего было 7 дублей. Наверно, моему организму отчаянно надоели переломы, и он на этих авантюрных стартах просто врос в седло. По крайней мере, я ни разу не упал. Когда меня, совершенно обессиленного, переодевали в реквизиторском автобусе, выяснилось, что вспотел я гораздо больше, чем при съемках зимы в 40-градусную жару. 

После окончания работы над фильмом я был сражен еще одним классическим казусом кино – истово проклинаемый мною «кадрик» № 154 не вошел в окончательный монтаж фильма… 

«Выходит продюсер» Александр Роднянский 

В своей книге Александр Роднянский пишет о профессии, которой посвятил жизнь. Он подробно рассказывает, в чем заключается продюсерская работа, каковы ее нюансы и сложности. Автор увлекательно делится опытом, как зарабатывать на идеях, показывает, чем отличается подход к бизнесу-на-идеях в разных странах и как с помощью современных медиаресурсов можно изменить мир. Он откровенничает об изнанке кинематографа и телевидения и размышляет об их будущем в нашей стране. К тому же Роднянский делится множеством любопытных фактов из мира кино – начиная суммой первого гонорара Джорджа Лукаса и заканчивая происхождением слова «трейлер». 

Цитата из книги:

Мы не учли, что кинематограф и в десятой части перестал быть тем, чем он был для наших дедушек и бабушек, мам и пап. Для них он исполнял массу функций. Коммуникативную — фильмы можно было обсуждать. Психокомпенсаторную — освобождал от забот и комплексов, поставлял ролевые модели поведения. А теперь технологии изменили характер потребления зрелища, часть функций у кино забрали ТВ и интернет, появились новые платформы потребления досуговых продуктов, и на эти платформы ушло то, что раньше размещалось в кино. То, что раньше мыслилось только в виде фильма, ныне может существовать и пользоваться спросом в виде сериала, увлекательного и содержательного. 

«История кино. Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство» Игорь Беленький 

Игорь Беленький, доцент кафедры экранного искусства Гуманитарного института кино и телевидения, написал книгу об истории мирового кинематографа: о развитии кино от первых киноаппаратов до видеокамер, от первых хроникальных короткометражных работ до «Звездных войн». Автор рассматривает основные этапы становления кинематографа в неразрывной связи с развитием мировой истории, культуры и экономики. Читатели узнают о том, когда на самом деле состоялся первый в истории кинопоказ, как появился Голливуд, как кино стало пропагандой и многие другие знаковые и неочевидные факты. 

Цитата из книги:

Мелодрама вообще присуща раннему кино, она – как разновидность лубка: ее простые и понятные формы надрыва, преувеличенных страстей, очевидного торжества Добра или Зла, морализаторство в начальные годы кинематографа как раз и воздействовали на зрителя, еще не искушенного экраном. Таким «лубком» и был «Затерянные во мраке». Кроме того, здесь впервые в итальянском кино появились обычные люди с их судьбами и драмами, каких не было в костюмно-исторических картинах.