«20 лет — блинный путь»: в Петербурге отмечают юбилей сети «Теремок»
Главное

«20 лет — блинный путь»: в Петербурге отмечают юбилей сети «Теремок»

  18 января 2019
8 мин
«20 лет — блинный путь»: в Петербурге отмечают юбилей сети «Теремок»

Сеть ресторанов домашней русской кухни «Теремок» отмечает 20-летие. В Петербурге за два десятка лет компания прошла путь от уличного киоска на берегу Финского залива до звания самой популярной сети быстрого питания Северной столицы. Впрочем, обо всем по порядку.

В таком уже далеком 1998 году двое отчаянных друзей Михаил Гончаров и Виталий Свидовский, вдохновившись ловкостью блинопека с Елисейских полей, решили рискнуть и создать нечто такое, чего в России до них никто не делал. Так у московской станции метро «Аэропорт» появился первый киоск, где жителей столицы начали кормить блинами.

В Петербург «Теремок» пришел спустя год после запуска в Москве. «Блинным» первопроходцем в городе на Неве стал Васильевский остров. Именно здесь осенью 1999 года у выставочного комплекса «Ленэкспо» заработал первый киоск, переехавший впоследствии на 26-ю линию к нынешней площади Собчака. Сейчас блинов по этому адресу уже не пекут, зато пекут по сотне других петербургских адресов. В третий десяток «Теремок» вступает в статусе самой большой ресторанной сети города, оставив позади конкурентов из числа американского фаст-фуда. Под брендом компании в городе работают 93 ресторана и 42 киоска.

Развивая традиции русской кухни

20 лет «Теремка» — это, в первую очередь, верность традициям русской кухни. И «домашняя еда» здесь не просто красивое клише. Первые блины в меню были придуманы лично мамой основателя и совладельца компании Михаила Гончарова. Занимается этим она и сегодня, изобретая все новые рецепты и следя за качеством продукции.

Есть среди блинов свои рекордсмены, которые тоже празднуют 20-летие. Это классический «Е-mail с грибами», СВ (он же сыр и ветчина), любимые всеми «Илья Муромец» и «Золотая рыбка», блины с семгой и красной икрой, сладкие блины со сгущенкой, карамелью и яблоком, шоколадным кремом и бананом. Впрочем, за два десятилетия в «Теремке» придумали и немало необычных рецептов. Блин «Две сосиски» (или русский ответ хот-догу), груша в карамели,  постный блинчик с гречкой и блин с паштетом и солеными огурчиками. А как вам черный блин «Терияки» или начинка из сельди с творогом?

Первые блины в меню «Теремка» были придуманы лично мамой основателя и совладельца компании Михаила Гончарова. Занимается этим она и сегодня, изобретая все новые рецепты 

За 20 лет в «Теремке» испекли 315 миллионов блинов. Это примерно по два блинчика на каждого жителя России. Ну, а если сложить все блины в стопку, то высота ее составит 315 тысяч метров. Это примерно в 680 раз выше петербургского «Лахта-Центра» или в 1000 раз выше парижской Эйфелевой башни. А если разложить эти блинчики один за другим, то их хватило бы почти на три оборота вокруг экватора Земли. Такая вот занимательная математика.

Впрочем, «Теремок» — это давно уже не только большой ассортимент блинов. Это разнообразные блюда, которые придутся по вкусу и любителям сытно поесть, и приверженцам здорового питания. Революция в меню свершилась в 2003 году, когда в самом сердце Петербурга, на Невском проспекте, 93, открылся первый ресторан сети. Тогда петербуржцев начали потчевать салатом «Русский цезарь», гурьевской и гречневой кашами, борщом и грибной похлебкой. С тех пор расширение меню стало одной из важных задач «Теремка». Сырники, вареники, пельмени, лапша и котлеты — и все как «в детстве у бабушки». А с 2010 года компания на радость сладкоежкам и ценителям хорошего кофе развивает в Петербурге сеть «Кондитерских хорошего настроения».

Когда «фаст» не просто «фуд», или об экспериментах и работе над собой

20 лет «Теремка» — это не только готовность экспериментировать с меню, но и открытость к изменениям во всех сферах. Когда-то компания начала кормить россиян блинами и кашами, не испугавшись засилья гамбургеров и хот-догов. А потом отказалась от ярлыка «фаст-фуда», став пионером формата «фаст-кэжуал» в России. Главное его кредо — работа только с высококачественными ингредиентами и отказ от консервантов и заморозки. Гость должен быть уверен, что его заказ приготовят и соберут непосредственно для него, причем сделают это максимально быстро. Ведь ценить время гостей в «Теремке» тоже умеют.

Постоянно работая над улучшением качества ингредиентов, компания активно выстраивает отношения с отечественными производителями и поставщиками. Ведь качественное далеко не всегда значит «привезенное издалека»: надежные партнеры и наличие собственного производства у «Теремка» становятся залогом свежести приготовленных блюд.

Доля отечественной продукции в «Теремке» достигает 95%. А до 40% поставщиков — предприятия Северо-Западного региона. Среди них есть и сравнительно небольшие фермерские хозяйства, и известные компании с мощными производственными базами. Так, за тесто для блинов отвечают «Мельница имени Кирова» (мука), «Роскар» (яйца), «Лактика» (молочная продукция), «Невский сахар». А, например, мясо в «Теремок» поставляет «Мираторг» — один из крупнейших игроков на российском рынке.

Любовь к изменениям вдохновила и на масштабный ребрендинг, который «Теремок» начал в 2016 году. Давно прошли времена, когда заведения сети ассоциировались с хохломой, одноразовой посудой и матрешками. «Теремок» сегодня — это уютное место со стильным интерьером, где приятно не просто пообедать на скорую руку, но и провести время, никуда не торопясь.

О ветеранах, династиях и «главном ресурсе»

20 лет «Теремка» — это, конечно же, еще и люди. Именно их Виталий Свидовский, генеральный директор «Теремка» в Петербурге, называет своим главным ресурсом и секретом успеха. Первых блинопеков «Теремок» искал через газету, и уже к 2008 году их насчитывалось 1000 человек. Сегодня же в Петербурге в сети работают около 2000 человек. Для сотрудников «Теремка» разработаны программы обучения и повышения квалификации, а также гибкая система мотивации.

Для многих из тех, кто примерял поварской колпак за эти 20 лет, «Теремок» стал первым серьезным местом работы и запомнился яркой страницей молодости. Однако, есть в компании и такие сотрудники, которые связали с ней свою жизнь, построив здесь впечатляющую карьеру. Например, начальник службы разработок и обеспечения качества Татьяна Блинникова пришла в «Теремок» простым блинопеком в 2000 году. «Я сразу была нацелена на длительное сотрудничество и планировала работать долго, но не предполагала, что это будет треть моей жизни», — рассказывает Татьяна.

Вспоминая свой первый рабочий день в уличном киоске, признается, что уже тогда ее поразила технология выпечки блинов, качество продуктов и то, насколько детально был продуман рабочий процесс. Любимыми блюдами Татьяны в «Теремке» остаются борщ, окрошка, гурьевская каша и блин «Золотая рыбка». Кстати, блинчики за столько лет ей совсем не надоели, хотя дома их она уже давно не печет: «Предпочитаю покупать, ведь наши блины самые вкусные и им нет аналога». Рассказы о жизни «Теремка» в свое время вдохновили и дочь Татьяны, которая пошла по стопам матери. И такая преемственность — не единственный случай в истории компании, где за 20 лет сложилась не одна династия сотрудников.

О сударях и сударынях

20 лет «Теремка» — это и множество воспоминаний, которые хранят о нем любители блинов. Кто-то захаживал сюда в студенческие годы, а теперь заново открывает для себя обновленный «Теремок». Кто-то из бывших «маленьких гостей» уже и сам водит сюда своих детей. Кто-то до сих пор хранит теплые воспоминания о «том самом», особенном, «своем» киоске с блинами. А для кого-то «Теремок» становится ни много, ни мало одним из символов России. Как, например, для петербургского архитектора Анны, много лет назад перебравшейся в Бельгию. И, хотя на нехватку ресторанов Брюссель едва ли может пожаловаться, девушка признается, что каждый свой приезд на родину начинает с традиционного похода за блинами в «Теремок» на Невском проспекте, по соседству с которым она выросла. «Добрыня Никитич, сбитень и стаканчик медовухи, и все — можно выдохнуть и понять, что ты дома», — смеется Анна.

Есть у «Теремка» и еще одна важная миссия — открытие  гастрономических традиций России для иностранных сударей и сударынь. Благодаря ресторанам сети, русская кухня становится для них максимально доступной — как по цене, так и по временным затратам. Туристу не надо искать, где отведать bliny, borsch или pelmeni. Заветное Russian cuisine на вывеске «Теремка» дает ему шанс попробовать все хиты русской кухни в одном месте.

Туристу не надо искать, где отведать bliny, borsch или pelmeni. Заветное Russian cuisine на вывеске «Теремка» дает ему шанс попробовать все хиты русской кухни в одном месте

Так, во время чемпионата мира по футболу- 2018 «Теремок» полюбили и европейские болельщики, и бразильцы с аргентинцами, а уж кто-кто, а они толк в хорошей еде знают.

На пороге третьего десятка

20 лет «Теремка» — это умение не останавливаться на достигнутом. В «юбилейный» год «Теремок» входит с амбициозными планами. По словам Виталия Свидовского, первостепенная задача компании на ближайшие годы — строительство нового производственно-логистического центра в Петербурге.

Виталий Свидовский, создатель и гендиректор «Теремка»  

Инвестиции в проект оцениваются в 600 миллионов рублей. Продолжит расти и число ресторанов в Северной столице: ежегодно в городе планируется открывать по 8-10 новых «Теремков». Особое внимание уделят спальным районам и пригородам города, где сеть пока представлена не столь масштабно. 

Не обделят вниманием и персонал сети. Чтобы сотрудники могли развиваться вместе с компанией, для них собираются открыть внутренний Университет.

Также руководство компании планирует уделять больше внимания жизни бизнес-сообщества города. В частности, речь идет об участии в различных предпринимательских инициативах и помощи начинающим бизнесменам и рестораторам. Ведь, поучиться у «Теремка», безусловно, есть чему.