Символ года: 5 историй о свиньях и искусстве

5 историй о свиньях и искусстве

Сергей Морозов   21 декабря 2018
1 мин

Согласно китайскому гороскопу, символом наступающего 2019-го года станет свинья. За долгую историю сосуществования с человеком это животное сумело проникнуть в фольклор (чего стоит не самая лестная поговорка «свинья везде грязь найдёт»), литературу (у всех на слуху свиньи-диктаторы из «Скотного двора» Джорджа Оруэлла) и другие сферы человеческой жизнедеятельности. Перед новым годом Time Out собрал пять историй о свиньях и современном искусстве: от хрюшек в религиозной живописи до таинственной пропажи полотна Караваджо.

\"\"

Свиньи и зоофизиогномика

1/5

Еще со времен античности люди пытались судить о характере человека по его сходству с каким-либо животным. Трактаты утверждали: если кто-то похож на льва, то он великодушен как лев, а обладатели больших бычьих глаз неповоротливы и ленивы — и далее в таком же духе. Затем физиогномическое учение проникло из античного мира в арабский, а оттуда вернулось в средневековую Европу, обзаведясь прочной связью с астрологией и Зодиаком. И свинье как одному из самых распространённых животных, конечно, нашлось место в этом учении: с ней соотносили природу меланхолического типа темперамента, людей вялых и тревожных.

В эпоху Ренессанса зоофизиогномика цвела пышным цветом в изобразительном искусстве, но вскоре стала терять популярность — уже Леонардо да Винчи считал идею судить о человеке по сходству с животным довольно безосновательной.