Тина Кузнецова: я всегда хотела создавать что-то не вторичное и оригинальное
Музыка и клубы

Тина Кузнецова: я всегда хотела создавать что-то не вторичное и оригинальное

  2 ноября 2018
7 мин
Тина Кузнецова: я всегда хотела создавать что-то не вторичное и оригинальное

Финалистка самого популярного музыкального шоу страны «Голос» сочетает несочетаемое — инди-поп, техно, джаз и фольклор и ломает стереотипы о народной музыке. Убедиться в этом можно на первом питерском концерте ее проекта Zventa Sventana, который состоится 17 ноября в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

— Тина, ты начинала свой путь в музыке как талантливая пианистка. Какое событие повлияло на кардинальную смену музыкальной ориентации?

— Конечно же, повлиял мой характер, темперамент, амбиции и некая импульсивность. Окончательно решение перейти из классики в джаз сформировала музыка фьюжн. Для меня это было каким-то откровением. На тот момент я училась на первом курсе музыкального училища и уже тогда брала уроки джазовой импровизации у завкафедры А. Л. Маклыгина. Также мы собрали нашу первую группу с ребятами с эстрадно-джазового отделения с амбициозным названием «С-4» (так называется мощная взрывчатка). Я играла на клавишах и пела. Тогда мы были помешаны на фьюжне. Это музыка чувственная, сексуальная, волшебная. Я поняла, что должна участвовать в этом празднике жизни и быть на сцене.

— Почему джаз становится так популярен в России, что у него общего с русским менталитетом?

— В Америке джаз всегда был на острие моды, веяний, тенденций. Наша страна тоже славится своим авангардом, думаю, поэтому этот жанр так популярен в России. И, конечно, зная о корнях джаза, нельзя забывать, как жил наш народ во время крепостного права. Для многих поколений единственной отдушиной в мире несправедливости была песня. Вот и ответ. Но если смотреть шире, то джаз подхватил весь мир. Ведь это музыка свободы, музыка души, которая объединяет всех людей по всему свету.

— Помнишь фильм «В джазе только девушки»? У нас гораздо больше джазменов вокруг, но что этот жанр дает женщине?

— Женщина в джазе — это всегда обладательница мощной харизмы. Это всегда сильная женщина, почти без исключений со сложной судьбой, с очень непростым жизненным путем.

Женщина в джазе — это всегда обладательница мощной харизмы. Это всегда сильная женщина, почти без исключений со сложной судьбой, с очень непростым жизненным путем

Но, думаю, в этом и секрет энергетической мощи культовых певиц в этом жанре. Только такая женщина способна передать всю глубину чувств в песне.

— Твой проект Zventa-Sventana посвящен аутентичному русскому фольклору, некоторые эксперты даже называют его постфольклором. Откуда у молодой джазовой исполнительницы интерес к народной музыке?

— Каждый художник ищет для себя источник вдохновения, выражения себя и истинное чувство свободы. Я нашла его в народной песне. Это неудивительно, потому что к этому пласту обращались и продолжают обращаться многие композиторы, поэты, писатели, художники и даже архитекторы. Это невероятно гибкая и актуальная материя, которая развивается и существует вне времени.

Я чувствую себя свободной во многих жанрах, стилях и направлениях музыки. Наверное, поэтому я всегда хотела создавать что-то не вторичное и оригинальное. Материал, с которым мне будет работаться вдохновенно, интересно и одновременно сложно. В котором я буду развиваться и самосовершенствоваться, находясь в поиске, но с верой в то, чем я занимаюсь. Поэтому в долгих творческих поисках я нашла для себя этот источник в народной песне.

— Сначала тебе удалось повернуть к себе всех членов жюри шоу «Голос», а после дойти до финала. В чем секрет успеха, какую роль в этом сыграл выбранный жанр?

— Для меня было критично важно оставаться верной себе и быть искренней с публикой, не заигрывать с ней. Я пела народные песни, и, думаю, это и выделяло меня из массы других исполнителей. Я получила колоссальный опыт и удовольствие, хотя это были очень стрессовые и непростые полгода. Но я довольна результатами: я проявила себя и как аранжировщик, приносивший песни для оркестра, и как разноплановая певица, и как разноплановый музыкант.

— Мы знаем, что ты ездила в фольклорную экспедицию в Центральную Россию и сама записывала фольклор. Поделись ощущениями.

— В наше время очень много умных девайсов. Интернет отвечает почти на все вопросы, для музыки существует громадные библиотеки различных семплов и лупов, которые помогают создавать песни. Но существует народная песня, на которую не обращают внимания большие коммерческие компании, занимающиеся производством музыкального продукта. И эти эксклюзивные песни есть только у тех людей, которые живут далеко за пределами столицы и других крупных городов. Понимание того, что эти люди скоро уйдут и заберут с собой эту прекрасную музыку, которая нам досталась от предыдущих поколений, не давало мне покоя. Поэтому мне пришлось взять диктофон и поехать записывать. Это абсолютно эксклюзивные песни. Вы их нигде не найдете. Это песни из самых первых уст. При всем огромном количестве информации, которая окружают нас сейчас, такие мелодии и слова найти почти невозможно. Нигде.

Я всегда хотела создавать что-то не вторичное и оригинальное. Материал, с которым мне будет работаться вдохновенно, интересно и одновременно сложно. В котором я буду развиваться и самосовершенствоваться, находясь в поиске, но с верой в то, чем я занимаюсь. Я нашла этот источник в народной песне

Песни в исполнении носительниц фольклора, встречи и беседы с бабушками навсегда останутся в моей памяти как прикосновение к прекрасному, чистому и уходящему к истокам традиций нашего народа.

— Тина — ты мама, твой сын получает музыкальное образование?

— Да, я — мама, и мой сын не ходит в музыкальную школу. Он ходил туда полтора года назад, но потом наотрез отказался. Мы на год вообще закрыли эту тему, и лишь сейчас я очень осторожно подступаюсь к ней вновь. Думаю, что сын живет в переизбытке музыки и у него другие интересы. Хотя и я, и муж уверены, что ребенок должен получить музыкальное образование в виде музыкальной школы. Сейчас мы ведем переговоры и беседы по этому поводу. Думаю, что нам удастся его всё-таки вовлечь в это необходимое каждому способному ребенку дело. Он ведь у нас страстный меломан, надеюсь, что его «прорвет» самого.

— Как ты оцениваешь роль своих родителей в твоем увлечении музыкой и как сама транслируешь этот опыт своему ребенку?

— Мои родители максимально способствовали моим занятиям музыкой и всеми видами творчества. Моя мама — сама музыкант, она была педагогом в музыкальной школе. И с  самого детства в нашем доме звучало пианино и пластинки из богатой фонотеки моих родителей.

Сегодня в нашем доме каждый день звучит классическая музыка. Почти каждое утро звучит Иоганн Себастьян Бах, музыка барокко и Средневековья. Слушая ее, мой сын не просит выключить или сделать потише. Я уверена, что таким образом музыка проникает в него. В какой-то момент он тоже не сможет обходиться без нее. Также я очень рекомендую ставить детям сказки-балеты из потрясающих советских постановок, которые звучали в моем детстве каждый день. Так я познакомилась с Прокофьевым, Стравинским, Шостаковичем, Чайковским. И это самое чудесное, с чего начинается знакомство с композиторами. Это останется навсегда. Поэтому мой совет — включайте почаще классическую музыку.

— Что, на твой взгляд, играет наиважнейшую роль в творческом развитии ребенка?

— Чтение книг, походы в музеи, путешествия и обсуждение увиденного и услышанного. Через знакомство с искусством мы формируем мировоззрение наших детей, их вкусы и ориентиры.

— Твой ближайший концерт в Петербурге состоится 17 ноября. А что будет дальше?

— Это будет первый концерт Zventa Sventana в Санкт-Петербурге. Я надеюсь, что это будет красиво и запоминаемо. В ближайших планах у нас выход второй пластинки в декабре-январе. Это большое и значимое событие в моей творческой жизни. И в наших планах приезжать к вам почаще, обрастая новыми слушателями.

Беседовали Екатерина Соловей и Юлия Добровольская

 

Концерт Zventa Sventana состоится 17 ноября, в 20.00, в клубе «Танцплощадка» по адресу: Конюшенная пл., 2А