Гид по выставке «Бэнкси: гений или вандал?»

Гид по выставке «Бэнкси: гений или вандал?»

  9 октября 2018
5 мин
Гид по выставке «Бэнкси: гений или вандал?»

Коллеги из Time Out London рассказывали нам, где в Лондоне сохранились граффити Бэнкси, и в каком они сейчас состоянии. Оказалось, что талантливый стрит-арт закрашивают не только у нас. Но сейчас не об этом: теперь и в Петербурге можно увидеть подлинного Бэнкси на выставке в Манеже Конюшенного Ведомства. Здесь представлены работы из частных собраний со всего мира: это 68 художественных объектов, среди которых 27 оригиналов, написанных непосредственно рукой Бэнкси, и 41 тиражная работа.

 

Кроме работ художника на выставке представлена мультимедийная инсталляция, посвященная личности Бэнкси, и фотопроект, состоящий из 50 фотографий его граффити, найденных на улицах Великобритании. Также на выставке собрана коллекция редких постеров самых значимых событий и выставок художника. В Москве за три месяца работы выставку посетило 300 334 человек.

Редакция Time Out Петербург подготовила гид по выставке, которая успела обрасти сплетнями и различными домыслами еще до своего приезда в Петербург. Что ж, тем интереснее здесь побывать, пройтись по огромному выставочному лабиринту и составить собственное мнение об увиденном.

Девочка с шариком / Girl with Balloon

Изображение девочки, которая упустила из рук шарик, по сей день является одним из самых узнаваемых образов, которые создал Бэнкси. Эта работа по результатам опросов стала любимым художественным образом у британцев. Каждый трактует ее так, как чувствует. Кто-то видит в этом улетающем шарике потерю, кто-то — освобождение.

5 октября этого года оригинал картины подвергся акту вандализма на аукционе Sotheby's. Картина Бэнкси «Девочка с шариком» была частично уничтожена сразу после финального удара молотка: оказалось, что автор тайком встроил в массивную раму шредер. И пока все гадали, что происходит, он опубликовал в соцсетях видеоролик подготовки перфоманса. Естественно, после этого картина стала стоить вдвое дороже: авторитетные аукционеры берутся продать обрезки по цене на 50% больше заплаченного. Покупатель «Девочки с шариком» выложил $1 367 471, но с учетом колоссального внимания прессы, то, что осталось от полотна в раме, уже готовы купить за $2 млн. Но самое главное, конечно, не это: очевидно Бэнкси хотел всем нам показать, что современное искусство, не имеет границ и не утрачивает свою ценность даже после физического воздействия.

Мона Лиза / Mona Lisa

О популярности образа Джоконды можно рассуждать бесконечно — Мона Лиза Леонардо да Винчи является одним из самых растиражированных образов в искусстве. Не устоял перед ним и Бэнкси: он сделал несколько трафаретов на основе портрета Джоконды, на выставке представлен один из них — модный, современный, насыщенный, яркий. Женщине, которой восхищаются уже более 500 лет, новый «стиль» явно к лицу.

Будь собой / Keep it real

Эта работа была сделана в 2002 году и представлена на первой персональной выставке художника в Лос-Анжелесе. Известный образ грустной обезьяны, на которую водрузили рекламную вывеску, как бы намекает: эй, парень/девушка/ чувак, надо всегда оставаться самим собой. Бэнкси считает, что каждый человек на Земле может оставаться верным себе и развиваться в том направлении, которое интересно «настоящему ему».

Красный фон на этой работе — словно агрессивный окружающий мир, который так и норовит тебя сломить, но ты не должен «прогибаться».

Хорошего дня / Have a nice day

Перед нами шеренга вооруженных солдат, а в центре картины — танк. Кажется, будто все они движутся прямо на нас. Эта композиция выполнена в черно-белой гамме, только лица выбиваются из общей картины, потому что Бэнкси заменил их на смайлики. Эти солдаты готовы к военной операции, больше того — они ее предвкушают. Это предвкушение прячется за лаконичными улыбками, которыми художник снабдил солдат. Бэнкси не скрывает: он не приемлет милитаризм и военное вмешательство в чужие культуры и этносы.

Криминальное чтиво / Pulp Fiction

Впервые работа «Криминальное чтиво» появилась на руфтопе (так называют рисунок на торце дома прямо под крышей) на Олд стрит в Лондоне в 2002 году. В 2004 году Бэнкси создал принты с этим изображением. В 2007 году местная «жилконтора» (назовем ее так) закрасила эту работу, объяснив свои действия тем, что это произведение разжигает в людях жестокость. Акт совершенно бессмысленный, так как к тому времени работа стала настолько популярной, что это изображение можно было встретить везде, начиная со значков и заканчивая муралами.

Любовь в воздухе / Love is in the air

Одна из самых популярных работ Бэнкси: более половины респондентов, участвовавших в опросе по мотивам творчества художника, узнали ее без подсказок. А гостям выставки очень нравится становиться мишенью и фотографироваться на фоне картины.

Кейт Мосс / Kate Moss

Эта работа — своеобразный ответ на безумие арт-рынка. Бэнкси решил: чем попсовей работа, тем больший интерес она вызывает. В свое время Энди Уорхол сумел перевернуть рынок искусства, показав его потребительскую суть: люди готовы платить не за действительное мастерство, а за бренд, популярный образ.

Правда в том, что в 2011 году Бэнкси сделал уникальную версию этой работы. Пока Кейт была в свадебном путешествии, автору удалось проникнуть к ней в дом и подкинуть свою работу. Когда Кейт вернулась, она увидела ее в ванной комнате. Как Бэнкси это сделал? «Было непросто, но я справился!», — говорит художник.

Мальчик-рыбак / Fisher Boy

В феврале 2008 года в районе Бермундси, Лондон, появилась работа Бэнкси под названием «Мальчик-рыбак». На ней была изображена фигура юного рыбака, вытаскивающего из воды шприц. Эта работа призывает задуматься об одной из самых серьезных социальных проблем — детской наркомании. Произведение находится на набережной реки Темзы, из-за близости к воде она почти уже исчезла. Однако ее ни разу никто не пытался закрасить или как-то иначе повредить.

Напалм / Napalm

Эту работу многие считают очень жестокой, а сбросить бомбу на мирную деревню — это не жестоко?! Бэнкси создал изображение по мотивам фотографий «Ужасы войны» и «Напалм во Вьетнаме» Ника Ута, американского фотографа вьетнамского происхождения.

Публикация этого снимка вызвала широчайший общественный резонанс, и, в конечном счете, повлияла на ход войны во Вьетнаме.

 

ВЫСТАВКА «БЭНКСИ: ГЕНИЙ ИЛИ ВАНДАЛ?»

14 сентября – 5 ноября 2018

Манеж Конюшенного Ведомства

Конюшенная площадь, дом 1

Время работы выставки: 11:00 – 21:00

www.banksyart.ru