10 русских альтернативных альбомов
Музыка и клубы

10 русских альтернативных альбомов

Никита Величко   13 сентября 2018
6 мин
10 русских альтернативных альбомов

Под альтернативной музыкой понимают разное, но часто этим словом обозначают ню-метал, пост-гранж и сопутствующие жанры, популярные среди подростков и молодежи в конце 90-х — начале 2000-х. Гитары с пониженным строем, речитативы и истеричные стенания, пирсинг, широкие штаны с цепями и скейтерская обувь, Limp Bizkit, Korn и Slipknot — жанр всегда слыл одним из самых стыдных и ненавидимых, в том числе самими вчерашними ню-металлистами, которые переключались на что-то более тяжелое или совсем другое. Исключение, конечно, самые преданные фанаты — а таких до сих пор тоже немало.

Время от времени зарубежные издания пишут о некоем возвращении, так называемом ревайвле ню-метала. Появившиеся уже в преклонном возрасте Фреда Дерста группы вроде My Ticket Home или Darke Complex следуют традициям тех, кого крутили по московскому радио Ultra. Еще четыре года назад электронный лейбл PC Music выпустил ремикс на «Break Stuff» Limp Bizkit, а не так давно модное нью-йоркское издание The Fader опубликовало историю создания песни Korn «Freak On a Leash». 

Группа «Психея»
 
И все же это до сих пор скорее единичные случаи. Такой же популярности жанра, которая была у пост-панка после ревайвла, ждать не приходится. И неудивительно:  изначальный материал все же обладает куда меньшей эстетической ценностью. А может, время еще не пришло.

Все это не мешает тем, кому хочется, вспоминать и переоткрывать то, что было. В том числе — в России. В прошлом году «Психея» ездила в большой тур в честь пятнадцатилетия альбома «Каждую секунду пространства», а в эту субботу «7раса» сыграет концерт по случаю пятнадцатилетия же дебютника «Iй круг». Time Out вспоминает эти и другие альбомы, служившие местным ню-металлистам не меньшей отдушиной, чем записи Korn и Deftones.

Психея «Каждую секунду пространства» (2002)

Чистая, слепая агрессия ню-метала зачастую камуфлирует цепкие, ладно и просто написанные мелодии. Второй альбом «Психеи» интересен киберкоровым звучанием, перекличками вокалистов Аz’а и Фео, участием «Кирпичей» и Лехи Никонова, но вообще-то все эти прямолинейные «Не лезьте мне в душу, идите все …», «Против себя, против всех, вечно против», «Растворяюсь… не могу…» звучали для подросткового уха не менее привлекательно, чем какое-нибудь «happy baby one more time» — только с противоположным знаком. И это, если что, комплимент — альбом, несмотря на хронометраж, и сейчас слушается на одном дыхании, так как в своей категории тут почти каждый трек — хит.
 
iTunes

Слушайте Каждую секунду пространства — Психея на Яндекс.Музыке

Jane Air «Pull Ya? Let It Doll Go!» (2002)

Четвертой песней на этом альбоме идет «Junk» — как сейчас сказали бы, песня-мем, речитатив которой враз запоминался наизусть. Jane Air действовали по расхожей формуле «тихий куплет-громкий припев», писали тексты о суициде и веществах, а вокал Антона Лиссова, в то время больше известного как Бурзик, был вечно на грани нервного срыва, за что группу после второго альбома часто причисляли к эмо. Сегодня Лиссов — один из участников не только Jane Air, но и рейв-панк-проекта Little Big; главная же группа Бурзика поэкспериментировала со множеством жанров и до сих пор довольно востребована у аудитории.
 
iTunes 
Слушайте Pull Ya? Let It Doll Go — Jane Air на Яндекс.Музыке

Amatory «Неизбежность» (2005)

Второй альбом — испытание, которое выдерживали далеко не все ню-металлические группы. Amatory же как раз дебютник дался с трудом — группа вспоминает, что записывала «Вечно прячется судьба» в мало пригодных для того условиях, — а вот «Неизбежность» получилась более четкой, мелодичной и в итоге самым популярной пластинкой. Не в последнюю очередь — благодаря главному хиту группы «Черно-белые дни», который во время записи придумали одним из последних.

 iTunes 

Слушайте Неизбежность — Amatory на Яндекс.Музыке

«7раса», «Iй круг» (2003)

Московская — первые три из Петербурга — группа была популярна все в той же среде, но играла совсем не ню-метал, а музыку, скорее близкую поклонникам Deftones и Nirvana. «7раса» отличалась более интересными, чем у ню-металлистов, гитарными партиями и текстами — осмысленными, отчаянными и нарочито инфантильными. Как сказал в одном интервью лидер группы Саша Растич, участники не желали взрослеть и пестовали детский, наивный взгляд на мир.
 
iTunes
Слушайте Ій круг — 7раса на Яндекс.Музыке

##### — Демо 2002 года

Вышедший в 2004-м дебютник переехавшей в Москву из Витебска группы «В этой жизни меня подводят доброта и порядочность» получил премию RAMP как лучший альтернативный альбом, но внимание к себе «диезы» привлекли уже первыми демо, распространявшимися через интернет-форумы. В первую очередь — из-за насыщенного электронного звучания (группа не раз признавалась в большой любви к The Prodigy) и лирикой на грани фола (там встречалось такое: «Дашь? Здравствуй! Нет? Go away! Сделай из … людей!»).

В этой жизни меня подводят доброта и порядочность by ##### (5diez)

I.F.K. «Mosquito Man» (1996)

Один из первых рэпкор-альбомов, выпущенных российской группой, которая в начале карьеры пела на английском. I.F.K. (Insect Flying Killer) выступали перед Rage Against The Machine, Clawfinger и еще много кем — и следовали их же заветам, притом получалось у них все исключительно бодро и энергично, со скорее панковской удалью.
 
iTunes 
Слушайте Mosquito Man — I.F.K. на Яндекс.Музыке

Джан Ку «Лабиринт» (1996)

Еще один альбом середины 90-х — оригинал вышел на кассете, а через четыре года был переиздан на CD. В «Джан Ку» пела вокалистка Ксения Ермакова — ее низкий едкий вокал причудливо сочетался с ню-металлической основой. Риффы, впрочем, были достаточно разнообразные — с трип-хоповыми, блюзовым и фанковыми влияниями, сменяющимися в неожиданные моменты.
 
iTunes 
Слушайте Лабиринт — Джан Ку на Яндекс.Музыке

Tracktor Bowling «Черта» (2005)

До «Черты» у московской группы Tracktor Bowling был альбом «Напролом», где было много резких, ломких риффов, необычно сочетаемых с женским вокалом. «Черта» получше записана и в целом звучит попроще и естественнее, даром что вышла в период, когда участие альтернативных групп в масшатбных рок-фестивалях и прочей мейнстримовой жизни перестало быть для кого-то сюрпризом. Новая вокалистка Лу в итоге пела до самого распада «тракторов», то есть до 2017 года, и продолжает выступать с проектом «Луна».
 
iTunes

Слушайте Напролом — Tracktor Bowling на Яндекс.Музыке

Stigmata «Stigmata» (2007)

«Верните мне мой 2007-й» — именно так называется паблик во «Вконтакте», посвященный году, когда альтернативная музыка в России была на пике популярности. Правда, тогда она уже стала называться «эмо», а речитативы уступили место проникновенным голосам. Группа Stigmata давала концерты еще в начале десятилетия, а в 2007-м выпустила песню «Сентябрь», ставшую в каком-то смысле гимном всего направления. Она вместе с другим синглом, «Лед», вошла в одноименный альбом.
 
iTunes
Слушайте Stigmata — Stigmata на Яндекс.Музыке

Tequilajazzz «Вирус» (1997)

Еще есть вечное бодрые «Кирпичи» с их «Силой ума», снискавшие большую популярность «Слот» и многие другие — но одной из самых эффектных работ в жанре остается второй альбом этой петербургской группы. Альбомы Tequilajazzz выстраивались как саундтреки к несуществующему фильму — «Вирус» же, говорил лидер группы Евгений Федоров, был скорее сборником звуковых сопровождений к короткометражкам. Что Tequilajazzz делали лучше других, так это сочетали тяжелый звук с весомым смысловым наполнением.

Слушайте Вирус — Tequilajazzz на Яндекс.Музыке