Никита Кондрушенко: благие намерения — в моде
Мода и Красота

Никита Кондрушенко: благие намерения — в моде

  29 августа 2018
6 мин
Никита Кондрушенко: благие намерения — в моде

Никита Кондрушенко — председатель Наблюдательного Совета Fashion Syndicate St.Petersburg, художественный руководитель Официальной недели моды St. Petersburg Fashion Week, человек, который уже более 20 лет занимается серьезными бизнес-проектами в мире петербургской моды. Накануне нового сезона мы поговорили с ним об амбициознейшем плане превращения Санкт-Петербурга в столицу российской моды.

 

— Несколько лет назад в своем интервью вы замечательно сказали о том, что мода сегодня — самое глобальное явление в мире, fashion вообще на вершине модного Олимпа, а значит это — мощнейший механизм и показатель процветания страны. Желание на правительственном уровне поддержать отечественную модную индустрию вам видится вполне закономерным?

— Пока слишком много разговоров на эту тему и мало дела. С самого начала обсуждения городской программы в сфере моды я говорил о том, что надо разграничивать проблемы легкой промышленности, которая занимается массовым производством одежды, и собственно дизайном костюма, который создается в модных домах и студиях. Объединять в одно целое вопросы производства, от которого практически ничего не осталось в стране, и живой дизайнерский процесс, который существует автономно, — чрезвычайно сложно. Но Петербург вполне может претендовать на звание интеллектуальной столицы российской моды. У нас есть знаменитые модные дома, масса начинающих перспективных дизайнеров костюма, открывающих собственные студии.

Петербург вполне может претендовать на звание интеллектуальной столицы российской моды. У нас есть знаменитые модные дома, масса начинающих перспективных дизайнеров костюма, открывающих собственные студии

Мне довольно странны разговоры на тему завтрашнего искусственного интеллекта в сфере создания дизайнерских проектов, о том, что 3D технологии отменят профессии конструктора и портного. Если мы сегодня не будем развивать то, что есть, то завтра и вовсе не наступит, каким бы прекрасным не рисовалось. Все предлагаемые программы имеют горизонт планирования 2035 год. А сегодня 2018. Так оставшиеся 17 лет мы, простите, чем будет заниматься? Все остановим за ненадобностью?  

— Что бы вы предложили в первую очередь сделать в городе, чтобы оптимизировать процессы в сфере моды, в  чем административная поддержка может быть по-настоящему эффективной?

— Необходимо начать с изменений в подготовке специалистов. Высшая школа сегодня в целом увязла в заформализованных и бюрократических актах отчетности, обессмысливающих учебный процесс. Вместо этого необходимо учить будущего дизайнера без отрыва от реального процесса, параллельно обучению проходить постоянную практику и стажировку. Например, маркетинговым стратегиям в нашей сфере надо учиться только на конкретных примерах, так как все меняется ежемесячно. Будучи в жюри различных конкурсов и отсматривая претендентов на участие в нашей Неделе моды, я часто вижу, что дизайнер варится в собственном соку и не представляет того, что происходит вокруг, что делают его коллеги, что меняется в мире и в стране.

— Возникающие в городе альтернативные школы и курсы дополнительного образования как раз и занимаются связью образовательного процесса и практики. Это на сегодня перспективно?

— В ситуации, пока отсутствует гибкость в вузовских программах — да, это спасительный выход, но необходимо и масштабное изменение во всех сферах преподавания, подготовки не только дизайнеров, но и технологов, конструкторов, швей.

— Что необходимо сделать, чтобы помочь встать на ноги тем, кто уже сделал первые шаги в профессии, но из-за дороговизны импортных тканей и фурнитуры не может снижать цены на дизайнерскую одежду и вынужден еле-еле сводить концы с концами, потому что потребитель предпочитает некачественный, неоригинальный, но более доступный  масс-маркет?

— Безусловно, пользу могут принести субсидии, компенсация арендной платы, которые в микродозах уже единично происходят. Но процесс получения этой помощи невероятно осложнен бюрократической волокитой, и далеко не все дизайнеры готовы «продать душу», огромное количество времени и сил потратить на пробивание-оформление этих льгот.

Мода максимально быстро и эффективно концентрирует все эстетические изменения и результаты цивилизационных процессов. Ее стремительная динамика в последние годы говорит о сложности происходящего вокруг нас. Сегодня неделя моды в Петербурге — прежде всего, трамплин для молодых, и это должно стать частью городской стратегии!

Но самое главное, вся эта поддержка должна быть системно проработана. Бессмысленно помогать дизайнерам, если не подготовлен, не образован в этом отношении сам потребитель.

— Необходимо постоянное маркетинговое изучение изменчивого рынка, не просто реклама а-ля «носи русское», а мудрое воспитание вкуса с помощью медийных личностей, СМИ, Интернета?

— Все это должно происходить не по принципу «заплаток»: то одно сделаем, то другое. То на выставку в Париж наших дизайнеров повезем, то на несколько месяцев без качественного экспертного отбора и сильной рекламной кампании шоу-рум российских дизайнеров в центре города проведем. Все должно быть синхронизировано, расписано по этапам и времени проведения, иначе эффект минимальный, зато для чиновничьих отчетов достаточный.

— Каковы перспективы российских недель мод и ваши прогнозы в целом на модный процесс в современном мире?

— Недели моды могут стимулировать серьезные и перспективные инвестирования в сферу fashion, развивать разного рода социальные проекты, но, прежде всего, они сами нуждаются в государственной поддержке, которая, например, нашей Неделе, несмотря на многочисленные обещания так и не оказывается. Мода максимально быстро и эффективно концентрирует все эстетические изменения и результаты цивилизационных процессов. Ее стремительная динамика в последние годы говорит о сложности происходящего вокруг нас. Сегодня неделя моды в Петербурге — прежде всего, трамплин для молодых, и это должно стать частью городской стратегии!

— Мне очень близки ваши рассуждения о том, что нужно учиться понимать костюм — так же, как и понимать искусство… Еще, о том, что наша мода, как менее коммерциализированная на сегодняшний момент, обладает большей свободой фантазии и представляет собой потенциальную привлекательность для будущего расцвета индустрии в этой области…

— Да, но бизнес-составляющую никто не отменял. Спрос рождает предложение. Если предприниматели не видят перспективы в инвестирование в отечественный дизайн в сфере моды, то насильно их не заставишь. В экономике чудес не бывает, если они не подготовлены, не профинансированы и не созрели ситуационно. Необходимо создавать благоприятные условия, снимать таможенные барьеры на ввоз тканей, предоставлять налоговые льготы модным домам и студиям… Без всего названного из всех благих намерений не выйдет ничего, кроме обычной чиновничьей болтовни для отчета.

Беседовала Влада Липская

Фото: Сергей Семкин