60 лет Тиму Бертону: за что мы его любим

60 лет Тиму Бертону: за что мы его любим

Андрей Писков   24 августа 2018
5 мин
60 лет Тиму Бертону: за что мы его любим

25 августа седьмой десяток разменяет один из культовейших постановщиков нашего времени, легендарный визионер Тим Бертон. Time Out нашел восемь причин, чтобы признаться в любви к режиссеру.

Популяризация «второсортного» кино

Не секрет, что одержимость Бертона кинематографом началась еще в раннем детстве, причем с таких, как считалось, «второсортных» жанров, как фантастика, низкобюджетное приключенческое кино и фильмы ужасов. Уже во время учебы в Калифорнийском институте искусств молодой Тим снимет на восьмимиллиметровую камеру свои первые фильмы: ими будут страшилки «Гибельный доктор» и «По следам монстра-сельдерея». Эта страсть к сюжетам и персонажам не только фильмов категории «Б», но и, к примеру, готической и бульварной литературы перекинется и на будущую кинокарьеру Бертона — их элементы он будет вводить в студийное кино на протяжении всей своей жизни, начиная с «Бэтмена» и заканчивая «Домом странных детей Мисс Перегрин». Да что там говорить: в 1994 году Бертон снимет ленту, которая в каком-то смысле воспевает творческую свободу «худшего режиссера в истории» — одиозного создателя картонных ужасов Эда Вуда.

Кукольные мультфильмы

Упомянутая выше любовь Бертона к низкобюджетному кино еще в детстве привела будущего режиссера к съемке собственных кукольных мультфильмов, вдохновленных анимационными чудовищами Рэя Харрихаузена. Все они теперь считаются утерянными. Однако на протяжении карьеры Бертон неоднократно возвращался к анимации, создав одни из самых кассовых и любимейших мультфильмов в формате stop motion animation. Его «Франкенвини» и «Труп невесты» номинировались на «Оскар», а черный мюзикл «Кошмар перед Рождеством» стал настоящим детским guilty pleasure, пускай и слегка страшноватым, и запустил карьеру другого важнейшего мультипликатора Генри Селика («Коралина в Стране Кошмаров»).

Любовь к фрикам

Практически все творческое наследие Тима Бертона посвящено фрикам тех или иных мастей. Более того, он один из немногих работающих сегодня в Голливуде режиссеров, который беззастенчиво и с неизменным упрямством выводит маргиналов и чудаков на первый план своих картин. Начиная с самых ранних работ, короткометражных «Винсента» и «Франкенвини», и заканчивая недавним «Домом странных детей Мисс Перегрин», Бертон раз за разом рассказывает истории униженных, страждущих или терпящих неудачу героев-аутсайдеров, находя в каждом из них не только место для сопереживания, но и повод для настоящего гуманистического триумфа. Неудивительно, что студия «Дисней», когда-то давшая от ворот поворот столь самобытному режиссеру, в итоге доверила ему ремейк своего классического анимационного хита «Дамбо» про слоненка с чересчур большими ушами.

Музыка Дэнни Элфмана
 

Дружбу с начинающим композитором Дэнни Элфманом молодой Бертон завел еще на съемках полнометражной версии приключений весельчака Пи-Ви Хермана, «Большого приключения Пи-Ви». Для обоих фильм был фактически дебютом в большом кино, и последовавший за выходом финансовый успех ленты определил их творческое сотрудничество на десятилетия вперед. Именно мрачные и мечтательные саундтреки Элфмана к таким фильмам Бертона, как «Кошмар перед Рождеством», «Крупная рыба» и «Алисе в Стране Чудес», станут в итоге его визитной карточкой — за них композитор получит номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и премию Британской киноакадемии.

Черный юмор

Редкий просмотр фильмов Бертона обходится без улыбки — даже в самых мрачных своих картинах, вроде «Сонной лощины» или «Суини Тодда, демона-парикмахера с улицы Флит-стрит», режиссер находит место юмору, пускай местами и откровенно черному. Некоторые из его картин вообще целиком построены на этом характерном приеме. Например, ставший уже классическим «Битлджус», в котором супружеская пара привидений нанимает персонажа Майкла Китона, чтобы выгнать из своего особняка, оставшегося в мире живых, новых жильцов.

Лучшие роли Джонни Деппа

Сегодня, когда карьера Джонни Деппа переживает настоящий упадок, становится все более очевидно, что свои лучшие роли, за исключением разве Джека Воробья, он исполнил именно у Бертона. Изумительный Эдвард Руки-ножницы, загадочный Икабод Крейн, чудаковатый Вилли Вонка и мстительный Суини Тодд — вы только вспомните, какие были времена. Да что там, еще каких-то восемь лет назад имя Деппа гремело в связи с выходом «Алисы в Стране Чудес», где уже слетевший с катушек актер буквально исполнял свое альтер-эго — безумного Шляпника. Сумасбродный имидж Деппа во многом был сформирован безудержной фантазией Бертона, и кажется, лучшая возможность возродить карьеру актера — вновь сняться у Тима в кино.

Много Хелены Бонэм Картер

Союз Тима Бертона с Хеленой Бонэм Картер ознаменовал поздний и самый успешный период в карьере режиссера. Начиная с ремейка «Планеты обезьян» и заканчивая «Мрачными тенями» (тоже, кстати, ремейком, но уже телевизионным) актриса не пропустила ни одной картины в фильмографии Бертона, во многом, как и Депп, став узнаваемым талисманом постановщика. Среди ее лучших ролей до сих пор вспоминается пекарша миссис Ловетт из «Суини Тодда» и истеричная Красная Королева из «Алисы в Стране Чудес». Жаль, гражданский брак Картер с Бертоном распался в 2014 году, а вместе с ним прекратилось и появление актрисы в картинах своего бывшего партнера.

Возвращение Бэтмена на большой экран

Удивительно, но именно фильмы Тима Бертона о знаменитом персонаже DC Comics, снятые им в конце 80-х и начале 90-х, вернули былую популярность Темному рыцарю Готэма и положили начало новой серии фильмов о Бэтмене на большом экране. Бертон, ни разу не фанат комиксов, наполнил свои экранизации атмосферой готики, футуристическими отсылками к творчеству Фрица Ланга и совершенно неожиданными актерами в роли антагонистов Летучей мыши. Мерзкий Пингвин, превративший Дэнни ДеВито в эмо-Квазимодо, обворожительная Мишель Пфайффер в роли опасной и обольстительной Женщины-кошки и выдающийся Джек Николсон, чей Джокер оставался лучшим кинозлодеем на протяжении двадцати лет, вплоть до выхода «Темного рыцаря» с Хитом Леджером — неудивительно, что после такого на студии Warner Bros. долго не могли удачно подступить к новым экранизациям, пока на помощь не явился Кристофер Нолан.

Однако и по сей день многие постановщики ссылаются на бертоновские фильмы как на главный источник вдохновения для работы над новыми блокбастерами про супергероев.