Мария Сёмушкина: каждый фестиваль дарит неожиданные мгновения счастья

Накануне юбилейного фестиваля идеолог «Усадьба Jazz» рассказала Тайм Аут Петербург, как изначально она себе представляла проект, и во что сейчас превратился этот одаренный музыкальный подросток.

— Мария, фестивалю «Усадьба Jazz» в этом году исполняется 15 лет. Это огромный отрезок времени, свидетельствующий о том, что проект по-прежнему интересен. Как вы оцениваете этот проект сейчас, как менялось ваше личное ощущение «Усадьбы» в разное время? Сильно ли поменялась первоначальная концепция?

— Конечно, фестиваль очень изменился с момента своего основания. Тогда он был ориентирован больше на российский джаз, на более возрастную публику. Это был первый проект такого масштаба для меня. Это как впервые войти в воду и поплыть: сначала ты пытаешься хотя бы не утонуть, но потом движешься все увереннее. Изначально фестиваль был не просто музыкальным: нам хотелось создать вокруг него какую-то особую атмосферу, ауру, для этого мы приглашали людей из театра, художников, молодых рестораторов. Теперь, приходя на «Усадьбу Jazz», ты не просто приходишь на концерт, а попадаешь внутрь праздника, где каждому найдется что-то по душе. За 15 лет мы привезли в Россию очень многих титанов джаза, музыкантов первого ряда, но мне кажется, на нас ходят, в первую очередь, не из-за имен на афише.

— Пригласите наших читателей на фестиваль, который состоится уже совсем скоро. Что особенного нас ждет в программе «Усадьбы» в этом году?

— Мне кажется, мы приготовили отличную музыкальную программу! В Петербурге впервые выступит Джосс Стоун — невероятно успешная британская соул-певица, которая продала более 14 млн альбомов. На ее счету премия «Грэмми» и Brit Awards. Кроме того, она — настоящий «гражданин мира», четыре года назад она поставила перед собой задачу объехать все страны мира и с тех пор посетила с концертами множество стран Африки и Азии, где общалась и записывалась с местными музыкантами. Ее последний альбом Water For Your Soul решен в духе реггей, на нем играют известные британские исполнители с ямайскими корнями, в том числе младший сын Боба Марли Дэмиен. Концерт Джосс Стоун из тех, на которые стоит приехать на фестиваль в Петербург и из других городов.

Кроме того, у нас выступит очень талантливый американский клавишник японского происхождения Bigyuki, который объединяет в своей музыке джаз, соул, хип-хоп. Издание Jazz Times назвало его одним из самых влиятельных пианистов наряду с такими гигантами как Роберт Гласпер и Херби Хэнкок.

Его музыка — это настоящий джаз XXI века, музыка, очищенная от всяческих мейнстримовых клише. Недаром к его услугам прибегают такие артисты как Лорин Хилл и соул-певец Bilal. Еще мы обязательно стараемся приглашать на каждый фестиваль хотя бы одну группу, которую в городе давно знают и любят. В этом году в Петербурге их целых две. Это пионеры ска, реггей и афробита в суровых северных широтах Markscheider Kunst, чья музыка с годами становится только лучше. И певица Лера Гехнер — одна из лучших джазовых и блюзовых вокалисток Санкт-Петербурга, которую мы нежно любим с наших первых фестивалей.

— Каким вы видите проект через 5,10 лет? Пророчите ему судьбу долгожителя музыкального Олимпа?

— Говорят: хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Мне бы очень хотелось, чтобы фестиваль закрепился и в других регионах России — у нашей страны огромный потенциал! Очень много хороших музыкантов, очень много заброшенных памятников архитектуры, в которые наш фестиваль может вдохнуть новую жизнь. Было бы здорово провести «Усадьбу Jazz» во Владивостоке.

Мне бы очень хотелось, чтобы фестиваль закрепился и в других регионах России — у нашей страны огромный потенциал! Очень много хороших музыкантов, очень много заброшенных памятников архитектуры, в которые наш фестиваль может вдохнуть новую жизнь

Меня очень вдохновляет русский Север: Карелия и Петрозаводск, Архангельск. Мне кажется, фестиваль был бы успешным и в Краснодаре или Ростове-на-Дону. Сейчас мы делаем очень большую работу на будущее — проводим музыкальный конкурс «Усадьбы Jazz» и отсматриваем начинающих и не очень артистов, которые в будущем смогут стать нашими хедлайнерами. Как в свое время было с такими группами как Therr Maitz и Нино Катамадзе & Insight — для них фестиваль был первой крупной площадкой. И сейчас меня очень воодушевляют некоторые молодые коллективы, и очень интересно посмотреть, как они будут развиваться в будущем.

— Есть ли (вполне естественная) усталость от проекта? Были ли разочарования, связанные с фестивалем?

— Конечно. Это крайне нестабильный бизнес, очень нервное дело. Помню, после первых фестивалей мне несколько дней хотелось побыть одной, ни с кем не общаться. Из-за разного рода финансовых кризисов иногда хотелось вообще бросить все: ну представьте себе, ты потратил на фестиваль столько сил, а в итоге вынужден вместе со своей командой вылезать из долгов целый год! И все-таки, «Усадьба Jazz» дает мне гораздо больше: каждый новый фестиваль дарит неожиданные мгновения счастья — причем ты никогда не знаешь, когда он настанет, и как работает эта магия. 

«Усадьба Jazz» дает мне гораздо больше: каждый новый фестиваль дарит неожиданные мгновения счастья — причем ты никогда не знаешь, когда он настанет, и как работает эта магия

Просто видишь счастливых людей, слышишь музыку, смотришь на Неву со сцены «Аристократ» и вдруг понимаешь, что вот ради этого самого момента и стоило жить. И хотя он может быстро пройти, но через какое-то время, в каком-то другом месте обязательно повторится вновь.

— У вас три славных дочки: как они воспринимают музыку, интересна ли она им? Расскажите о них. Чем они увлекаются?

— Дети привыкли жить в окружении музыки и проводить лето на моих фестивалях. Музыку любят и с удовольствием посещают другие концерты. Старшая соня, 15 лет — поклонница Земфиры, увлекается геологией и собирается стать ландшафтным дизайнером. Средняя Лиза, 9 лет — у нее дар к рисованию, она учится в школе Серова и занимается большим теннисом. А младшая, 7 лет, пока единственная, кто ходит в музыкальную школу имени Бетховена и делает успехи в игре на фортепиано. Я очень надеюсь, что у них будет хороший музыкальный вкус. Но я не настаиваю на том, чтобы они непременно были музыкантам или тяготели к музыкальной индустрии. Я думаю, понимание придет со временем.

— Нас читает много родителей, у нас даже рубрика «Дети» есть. И всех нас, конечно, интересуют классические «родительские» вопросы: как сделать своих детей счастливыми, как помочь им обрести интересную и, самое главное, подходящую именно им профессию, когда они станут постарше? Ваш рецепт творческого воспитания?

— Эти же вопросы мучают и меня. И я не считаю себя идеальной матерью. И сама все время ищу ответы на эти вопросы, читаю разные книги на эту тему: Гиппенрейтер, Амонашвилли. Считаю самое главное — это показать своим примером, как интересно можно жить. Быть вместе в счастливые моменты, путешествовать.

Самое главное — это показать детям своим примером, как интересно можно жить. Быть вместе в счастливые моменты, путешествовать. Я беру на фестивали попеременно кого-то из девочек, уделяя, таким образом, каждой больше внимания

Я беру на фестивали попеременно кого-то из девочек, уделяя, таким образом, каждой больше внимания. Конечно, в разном возрасте разные потребности, приходится угадывать и все время находить возможность правильно увлечь и заинтересовать детей.

— В этом году на фестивале будет весьма насыщенная детская программа. Расскажите о ней. На ваш взгляд опытной мамы, детям какого возраста она будет понятна и интересна?

— «Усадьба Jazz» — это всегда фестиваль для всей семьи. В этом году наших маленьких гостей на отдельной детской сцене ждут настоящие музыкальные путешествия в самые интересные музыкальные эпохи, страны и континенты.

Известные музыканты и актеры будут играть вместе с юными меломанами в грозных, но очень веселых пиратов, одновременно исследуя музыкальные традиции Карибского бассейна, а потом всех ребят ждет карнавал в Рио вместе с пингвинятами Лоло и Пепе (программу представит петербургский музыкант Алексей Чижик) и полное импровизации и других сюрпризов джазовое путешествие в гости к королеве Элле, посвященное 100-летнему юбилею Эллы Фитцджеральд. В этом году на московском фестивале я с удовольствием наблюдала, как на детской площадке веселились ребята совершенно разного возраста — от мала до велика. И всем им было одинаково интересно. Уверена, что и на петербургской «Усадьбе» будет то же самое.

Важно, что дети до 10 лет проходят на фестиваль бесплатно.

 

Беседовали Екатерина Соловей и Альбина Исмаилова

Портретные фото: Татьяна Хесо, фото детской программы - Павел Бобровский