Юлия Стрижак:  между оперой и футболом

С 12 по 22 июля в Северной столице под эгидой Санкт-Петербургского международного культурного форума пройдет настоящий праздник классического искусства — VII Санкт-Петербургский международный фестиваль «Опера — всем». О сюрпризах, ожидающих любителей оперного искусства, и неожиданных параллелях с мундиалем нам рассказала директор театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак.

— Во всем мире оперное искусство переживает настоящий бум. Посещать оперу вновь стало модно. С чем это связано?

— Интерес к опере действительно растет. В юности люди могут слушать разную музыку хороший джаз или качественную поп-музыку. Но рано или поздно все приходят к классике, а значит — и к опере.  Этот жанр интересен тем, что в нем есть драматический или любовный сюжет, всегда есть развитие. Есть некая человеческая история, часто довольно запутанная, которую необходимо прожить. К тому же, опера — искусство синтетическое.  Она соединяет в себе множество компонентов: это и оркестр, и хор, и вокал.

В юности люди могут слушать разную музыку — хороший джаз или качественную поп-музыку. Но рано или поздно все приходят к классике

Часто оперный спектакль включает танцевальные номера, это очень  зрелищное искусство. Не менее интересны костюмы и сценография. За последние годы мы привыкли к достаточно смелым решениям в опере. Они вызывают немало споров, но также повышают интерес к оперному искусству. Люди идут слушать оперное произведение в пятый или шестой раз. В том числе из-за того, что появилась новая интересная постановка на знакомый сюжет.

— Оперу часто называют элитарным искусством, доступным не для всех. Вы согласны с этим мнением?

— Такую точку зрения высказывают некоторые народные артисты и оперные певцы. Мне такой подход кажется странным. Как же они стали народными, если опера — это элитарное искусство? У нас же нет звания «элитарный артист»! Опера изначально родилась как народное искусство.  Вспомните того же Верди: создавая свои произведения, он слушал улицу, обращался именно к народным песням, впитывал их и перерабатывал. Результатом стали настоящие шедевры,  такие как «Травиата». Опера просто не может быть элитарным искусством, она обращена к народу. 

— Мы привыкли слушать оперу в историческом театре. Насколько востребован формат open-air? Делает ли он оперу доступнее?

— Когда мы начинали проект «Опера-всем», мы сами не были уверены в том, найдутся ли меломаны, готовые слушать оперу под открытым небом. Ведь в стране, да и в самом Санкт-Петербурге, работает немало оперных театров. Но идея оказалась интересна публике. На Соборную площадь Петропавловской крепости к нам регулярно приходит от 15 до 18 тысяч зрителей, в Царское Село — от 10 до 15 тысяч. Есть люди, которые не ходят в музыкальный театр, не сформировали такую привычку, поэтому опасаются, что им будет скучно, что потратят время и деньги зря, не получат ожидаемого удовольствия. А фестиваль «Опера-всем» позволяет услышать оперу в совершенно иной обстановке. Это знакомство с оперой имеет все шансы стать  началом любви на всю жизнь.

Мы стремимся представлять оперу в исторических интерьерах архитектурных ансамблей. Арт-директор фестиваля Виктор Высоцкий и музыкальный руководитель Фабио Мастранджело всегда выбирают названия в соответствии с конкретным местом. Если речь идет о рыцарской опере, как «Иоланта», требуется пространство Михайловского замка. «Риголетто» мы в прошлом году давали на улице Зодчего Росси. Улица имеет чудесные архитектурные пропорции, позволяющие превратить ее в настоящий театр. На фестивале улица стала партером, а задний фасад Александринского театра  —  частью нашей сцены. Нестандартные решения всегда находят отклик в сердцах зрителей.

— В этом году музыкальный фестиваль «Опера — всем» пройдет уже в седьмой раз. Что ожидает любителей оперного искусства?

— Мы никогда не повторяемся в названиях, все они будут новые. По традиции мы открываем фестиваль русской оперой в Петропавловской крепости. 12 июля, в День Святых Петра и Павла, будет исполнен шедевр Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Над постановкой оперы работает известный режиссер, художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н. И. Сац Георгий Исаакян. Дирижером оперы-открытия выступит музыкальный руководитель фестиваля Фабио Мастранджело. В этом году проходит Чемпионат мира по футболу: в городе очень много гостей, болельщиков, фан-зон. Нас просили не создавать дополнительных сложностей и не перекрывать движение, поэтому второй спектакль также пройдет в Петропавловской крепости. 15 июля мы покажем «Макбет» Верди — очень сложную и трагическую оперу. Ставит спектакль главный режиссер Астраханского государственного театра оперы и балета Константин Балакин, дирижер — Михаил Голиков.

Люди разными путями приходят в оперу, но главное не стоит бояться, что не понравится.  Этому просто нужно посвятить вечер

Следующий спектакль пройдет в ЦПКиО им. С.М. Кирова 19 июля: там прозвучит опера Джакомо Пуччини «Манон Леско». Одна из самых любимых опер итальянского композитора известна своей музыкальностью и особым лиризмом, но исполняется крайне редко. Режиссером-постановщиком оперы станет Ирина Фокина, которая много работает с театром «Мюзик-Холл». За дирижерским пультом в этот вечер окажется народный артист России Сергей Стадлер. Завершится фестиваль 22 июля  в Царском Селе, где мы всегда стараемся представлять музыку более раннего периода. В этом году выбор пал на «Похищение из сераля» Моцарта.  Спектакль будет показан на Парадном плацу Екатерининского дворца. В рамках постановки будет специально воссоздан восточный колорит. Музыкальное руководство осуществит маэстро Фабио Мастранджело. Доступ на все спектакли — свободный.  Ожидается много зарубежных гостей, болельщиков ЧМ по футболу 2018. Мы рады всем.

— Что бы вы посоветовали неискушенному зрителю? Как научиться любить и понимать оперу?

— Люди разными путями приходят в оперу, но главное не стоит бояться, что не понравится.  Этому просто нужно посвятить вечер. Прийти с другом в театр или на фестиваль, с хорошим настроением. Оперные театры обращаются к материалу, который проверен временем, не одно поколение им восхищается. Уверена, уйти без удовольствия не получится. 

 

Беседовала Елена Прилашкевич