Роман Христюк: мы занимаемся джазовой дипломатией

Накануне Международного дня джаза, который пройдет в Петербурге с 28 по 30 апреля, мы повстречались с его исполнительным продюсером и разузнали, что нас ждет на этом празднике жизни и хорошей музыки, а также поговорили о том, как всего лишь один музыкальный стиль способен улучшить культурные взаимоотношения разных стран.

— Петербург — столица Международного дня джаза, и это круто! Роман, как удалось «пробить» эту возможность и, самое главное, удастся ли оправдать столь высокое звание? Какой эксклюзив нас ждет?

— Каждый год большое количество стран претендует на право проведения Международного дня джаза. В 2017 году их было не меньше 19-ти, но победила наша страна с петербургской заявкой. Выиграть было непросто, но мы рады, что в итоге все получилось. Эта победа — результат совместных усилий Правительства Санкт-Петербурга, Комиссии по делам ЮНЕСКО при МИДе и, конечно же, Игоря Бутмана, который стал идеологом и — совместно с Херби Хэнкоком — художественным руководителем Международного дня джаза в Санкт-Петербурге. 

Что касается эксклюзива, то сам по себе статус столицы Международного дня джаза предполагает, что в городе пройдет All-Star Global Concert — концерт с участием «иконостаса» джазовых исполнителей, самых топовых, легендарных джазовых музыкантов. Это концерт, который транслируется на весь мир на сайте ЮНЕСКО, сайте Международного дня джаза и официальном канале на Youtube. И это самый главный эксклюзив — концерт, на который ежегодно стремятся попасть джазовые фанаты со всего мира. До настоящего времени на него можно было попасть только по приглашениям — такова политика Института джаза имени Телониуса Монка, который является основным организатором Дня джаза по всему миру. Однако мы предложили сделать эту систему более демократичной, и в этом году, впервые в истории проведения Дня джаза, у всех появилась возможность попасть на All-Star Global Concert абсолютно бесплатно! Многие фанаты джаза выложили бы немалые деньги, чтобы попасть на этот концерт, однако в этот раз все зависит не от количества денег, а от того, вовремя ли вы зарегистрировались на это мероприятие и скачали ли электронный билет.

— Какие мероприятия грядущего Дня джаза must have для обычных слушателей, а какие — для музыкантов, профессионалов?

— В этом году программа Дня джаза разрабатывалась совместно ЮНЕСКО, Институтом джаза имени Телониуса Монка и командой Фонда Игоря Бутмана. Мы решили сделать программу, которая предполагает максимальный охват. Мероприятия в поддержку Международного дня джаза пройдут сразу в нескольких российских городах, но основные — в Санкт-Петербурге. Это и концерты на Московском вокзале и в аэропорту Пулково, и клубная ночь, которая пройдет в 5 петербургских клубах, и кинопоказы в городских кинотеатрах, и фотовыставки в Мариинском театре и Александровском саду, и многое другое. Мы хотим представить джаз во всем его многообразии.

Мы занимаемся «джазовой дипломатией». Это один из способов успешного транслирования российской культуры за рубеж. Наши начинания дают неплохие плоды, и мы верим, что дальше будет еще интереснее

Обычным слушателям в первую очередь будут интересны концерты. Советую обратить особое внимание на нашу открытую сцену (кстати, это тоже инновация в практике проведения Международного дня джаза), которая будет работать в Александровском саду, рядом с Адмиралтейством с 28 по 30 апреля. Здесь выступят лучшие российские и зарубежные джазмены. Чтобы попасть на эти выступления, совершенно необязательно регистрироваться, нужно просто взять и прийти. Джаз у Адмиралтейства будет звучать все 3 дня — с утра и до вечера.

Что касается программы для профессионалов, здесь определенно нужно обратить внимание на образовательную программу, которая является неотъемлемой составляющей ежегодного празднования Международного дня джаза. В этом году мероприятия образовательной программы пройдут в Филармонии джазовой музыки и в малых залах Новой сцены Мариинского театра. Это будут и мастер-классы, и джем-сейшены, и творческие встречи, на которых российские студенты и вообще все желающие смогут пообщаться с такими легендами джаза, как Кёрт Эллинг, Херби Хэнкок и многие другие. Также в рамках образовательной программы пройдут шоукейсы, на которых джазовые мэтры будут слушать юных российских джазменов, оценивать их выступления и давать необходимые советы и рекомендации. Как видите, программа обширная и весьма разноплановая, ориентированная не только на фанатов джаза, но и на любителей хорошей музыки как таковой.

— А вы сами — «из джаза»? Что вас связывает с этим музыкальным стилем? Вы в детстве учились музыке, ходили в музыкальную школу?

— Любовь к джазу мне привили родители в довольно раннем возрасте. Как и все приличные люди, я ходил в музыкальную школу и впоследствии закончил Академию музыки им. Гнесиных, правда, не как музыкант, а как музыкальный менеджер. И уже 14 лет работаю в команде Игоря Бутмана, Igor Butman Music Group — это самая большая в нашей стране и совершенно уникальная джазовая корпорация. Сейчас, спустя 10 лет после окончания Академии Гнесиных, я преподаю на продюсерском факультете PR и основы концертного менеджмента: и практические кейсы, которые мы разбираем, касаются джазовой индустрии, фестивалей, артистов, лейблов.

— Джаз в России сегодня — это музыка молодых или пожилых? Иначе говоря, какую публику вы у себя ждете и есть ли желание что-то в этом плане изменить?

— Зачем делить? Джаз в России — это музыка для всех возрастов. Мы проводим более 12 фестивалей в год по всей стране, у нас есть свой джазовый клуб, также в 2017 году в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума мы запустили джазовую конференцию Jazz Across Borders, где-то мы видим больше молодежи, где-то превалирует взрослая публика. 

Джаз в России — это музыка для всех возрастов. У каждого джазового направления есть свои поклонники

В целом, нельзя не заметить растущий интерес к джазу в стране, и Igor Butman Music Group неустанно работает над его популяризацией, и мы видим результаты этой работы по растущему числу фестивалей, по числу людей, которые приходят на эти фестивали, по джазовой сцене, которая постоянно развивается. Вообще, радостно видеть, что все больше российских джазменов и профессионалов индустрии мыслит себя частью большого сообщества — особенно это было заметно на первом форум-фесте Jazz Across Borders.

— Форум-фест Jazz Across Borders, столица Международного дня джаза и т.п. — чем Петербург заслужил столько внимания со стороны мировой джазовой общественности? И что же нас ждет дальше, если уже сейчас уровень джазовых мероприятий в городе столь высок?

— Благодаря своей культуре, архитектуре, традициям город сам по себе привлекает много внимания, и не только джазовой общественности. Как ни парадоксально, большинство иностранцев стремится именно в Петербург, а не в Москву. Возможно, здесь даже проще собрать событие с большим количеством международных участников. С другой стороны, в последнее время инициативы Igor Butman Music Group все чаще находят развитие именно в Петербурге. Важно, что у нас есть полное взаимопонимание и поддержка и со стороны Министерства культуры, и со стороны Министерства иностранных дел, не будет преувеличением сказать, что и Jazz Across Borders и Международный день джаза невероятно важны для имиджа нашей страны за рубежом, для его дальнейшего развития. И мы рады, что являемся трендсеттерами в данном направлении.

По сути, мы занимаемся «джазовой дипломатией», как это называет Игорь Бутман. Это один из способов успешного транслирования российской культуры за рубеж. Наши начинания дают неплохие плоды, и мы верим, что дальше будет еще интереснее. 2017 и 2018 годы стали очень важными не только для петербургской культуры и петербургского джаза, но и для российского джаза в целом: мы наблюдаем джазовую дипломатию в действии, и ее результаты весьма внушительны. Это значит, что мы движемся в правильном направлении, и что нас ждут новые интересные проекты, которые, возможно, будут распространены на всю страну.

Полная программа Международного дня джаза здесь

Беседовала Екатерина Соловей