Что происходит с индустрией комиксов в России?

Что происходит с индустрией комиксов в России?

Илья Панин   13 апреля 2018
9 мин
Что происходит с индустрией комиксов в России?

До 15 апреля в Москве проходит международный фестиваль рисованных историй «КомМиссия-2018». Time Out поговорил с создателями комиксов и выяснил, что происходит с этой индустрией сейчас в стране, отличаются ли отечественные комиксы от зарубежных и можно ли сейчас прожить автором рисованных историй.

Nerior
«КомМиссия-2018»: Лучшая манга 2018 («Укротители Духов»)

Работа над комиксами составляет 90% рабочего времени, но иногда я работаю и над заказами на разные иллюстрации с чужими персонажами и мирами, иногда это помогает отвлечься и получить новые впечатления.

Впервые попробовал рисовать комиксы, когда еще учился в колледже, однако из-за учебы работа шла медленно. Поэтому более серьезно начал работать над комиксами в 2011 — 2012 годах, тогда же начал свой первый серьезный проект «Нонаи», над которым с любовью работаю до сих пор.
У меня было трудное детство и богатый жизненный опыт, все это было не с кем разделить, а хотелось как-то передать все свои чувства, суметь общаться с другими людьми через рисунки, рассказать им большую историю, которая возможно однажды помогла бы им справляться с жизненными трудностями. Мне нравится вызывать в людях эмоции и заставлять их думать, это наполняет меня вдохновением и чувством, что я живу, а также, что меня окружают такие же живые и чувствующие люди. Одиночных картинок для такого дела было бы недостаточно.

На самом деле индустрия комиксов в России только начинает зарождаться, только-только люди начинают ощущать, насколько это серьезное дело. Начинают появляться новые издательства, а в магазинах — возможность попасть со своей работой на их полки. Когда я только начинал работать, все это было почти невозможно, многие просто не воспринимали комиксистов всерьез, авторы опускали руки и бросали свои проекты. Сейчас же, не могу налюбоваться на то, как даже старые знакомые и новые авторы делают свои первые успешные шаги и издательства идут им навстречу. Не могу не отметить также и разные фестивали, на которых комиксы уже являются их неотъемлемой частью.

Стало появляться очень много новых авторов, для кого-то это хобби, а для кого-то буквально смысл жизни, даже начала образовываться некая конкуренция. Хотя на мой взгляд, нет смысла сравнивать работы, потому что каждая по своему уникальна с особой изюминкой. Поэтому и нет плохих авторов, есть те, кто просто еще не нашел своих читателей.

Тираж зависит от спроса, бывает что книги разлетаются и в тиражом в 500-1000 экземпляров, а иногда тяжко уходят малые тиражи в 200 книг. Но сколько книг не издают, их все равно раскупают, в этом очень помогают все те же фестивали. Комиксы стали неотъемлемой частью всех фестивалей, народ охотно посещает всевозможные мастер-классы от комиксистов, а также покупает книги. Мои книги как раз на фестивалях и ярмарках разлетаются на ура.

Российские авторы по большей части предпочитают проработанность, реализм и обоснованные сюжеты. Иностранные произведения чаще более мягкие и легкие. Что касается рисовки, то она бывает самой разнообразной как и в любом уголке мира.

Сколько времени уходит на рисовку одной страницы зависит от обстоятельств и того, что присутствует на странице. Иногда рисовка страницы под вдохновением может занять час, а бывает приходится сидеть весь день без перерывов. Я трачу все свое время на комиксы, иногда даже насильно приходится отдыхать.

Пока комиксы не очень выгодное дело, большинству комиксистов так или иначе приходится подрабатывать. Работа в некотором роде менее благодарная, чем просто рисовать картинки, по тому что рисовать приходится больше, а оплата меньше. Все зависит от издательства и уровня вашего мастерства, а также вашей аудитории. Однако не стоит унывать, комикс-течение только начало развиваться, и чем больше будет авторов и спроса на их работы, тем более прибыльным будет становится это дело.
 

Анна Кузина
«КомМиссия-2018»: Лучший комикс 2018 («Зонтик для снеговика»)

Параллельно с рисованием комиксов, я еще делаю анимацию и иллюстрирую книжки для издательств «АСТ» и «Дом Мещерякова». Комиксы начала рисовать где-то в 2006-2007 году, а потом в 2009 году увидела фестиваль «КомМисия» и решила заниматься этим серьезнее.

Начав рисовать комиксы для фестивалей, поняла что это что-то особенное и стало интересно этим заниматься.

Индустрия комиксов в России давно пытается встать на ноги, найти своего потребителя, и медленно, но верно, находятся люди, которые начинают их читать. У нас люди не привыкли к чтению комиксов — если не читал их с детства, как в Европе или Америке, то может быть тяжело их понимать, сложно одновременно и на картинку смотреть, и воспринимать текст.

В России есть инфраструктура для развития комиксов, например, магазины «Чук и Гик», «28-ой», но их мало. С одной стороны, может быть, для нынешней стадии развития комикс-индустрии этого и достаточно, но с другой — мало точек, где вообще можно почитать комиксы. Хотелось бы, чтобы в библиотеках появлялись полки с комиксами из разных стран. Пока это в зачаточном состоянии. Со знакомством людей с комикс-миром замечательно справляются фестивали, из крупных: питерский «Бумфест», московская «КомМиссия», множество небольших региональных, но не менее интересных. Еще проходят разные ивенты, комиконы, они собирают много людей и там рассказывают о книжных новинках. Думаю, у нас уже достаточное количество художников, которые могли бы что-то рассказывать и показывать. Наверное, маловато рекламы, поэтому многие не очень хорошо знают, где и что можно почитать, но на фестивали каждый год приходят и новые люди, знакомятся с художниками, заинтересовываются.

Знакомству с этим миром помогают как фестивали, так и интернет, где все можно изучить, посмотреть, понять твое это или нет. Жанров комиксов очень много, они все разнообразные: есть большие комиксы — графические романы, есть супергероика, есть авторские комиксы.

Среди молодежи более востребована супергероика, аудитория чуть постарше, наверное, больше интересуется графическими романами. Но аудитория настолько разношерстная, что в принципе читают все.

Сейчас издать комикс тяжело — книжки получаются дорогие, а издатель боится рисковать. Средний тираж комикса порядка двух-трех тысяч экземпляров. Авторы вынужденно уходят зарабатывать в иллюстрации или дизайн. Большинству художников надо быть готовым, что создание комиксов это не оплачиваемая работа, а хобби. Есть конечно корифеи, которые живут на комиксах, но у начинающего не получится. Но это не страшно.

Когда делала последнюю работу, то с учетом подготовительного процесса — придумать раскадровку, написать сценарий, чистовая отрисовка — на одну страницу уходил примерно день.

Когда приезжают зарубежные художники, то всегда отмечают, что у в России очень самобытный комикс, который надо развивать. Наши авторы не воспитаны с детства на комиксах, и поэтому они создают свои собственные авторские комиксы, где рисунок и стиль отличаются от европейских, американских или японских. К тому же сказывается и отражается в рисунках многолетний опыт авторской анимации и иллюстрации. И это здорово.

Антон Лопатин (Multik aka Smile)
Приз оргкомитета фестиваля «КомМиссия-2018» (комикс «Болото»)

Комиксы моя неосновная работа, хобби. Я рисую в свое удовольствие, и это не приносит мне денег совершенно. По трудовой книжки я столяр-станочник.

В начале 2000-х я стал рисовать для собственного удовольствия, потом познакомившись с художниками, стало стыдно за свой уровень и решил развиваться. Уже около 15 лет рисую комиксы и 5 из них профессионально.

Мне всегда хотелось рассказывать истории. Когда появился фестиваль «КомМиссия», то подумал что надо что-то туда нарисовать и придумал детскую историю «Пушок» про фиолетового зверя из параллельного мира и маленькую девочку. Нарисовал десять страниц и бросил, понял, что плохо получается, не хватает навыка рисования. Попытался нарисовать еще один комикс — тоже не доделал. Затем начал рисовать комикс «Декабрь», и ко мне обратилось издательство Live Bubbles и предложило его издавать. Можно сказать, что они отучили меня не доделывать комиксы, потому что появились обязательства перед ними и читателями. История в «Декабре» меня так захватила, что я рисовал ее в течение 4 лет все свободное время. Как раз тогда «вошел в колею» и начал участвовать в различных сборниках. А «Пушок» — мой комикс длиною в жизнь — начал его 13 лет назад, а потом много лет доделывал и даже издал фэнзином в 100 экземпляров, а в этом году хочу его заново перерисовать, с тем навыком что у меня есть сейчас. Недавно на фестивале ко мне подошла женщина с маленькой девочкой и сказала, что «Пушок» был у этой девочки первым комиксом, и благодаря нему, она стала их читать. Даже не представляете, как было приятно.

На мой взгляд, сейчас комиксы стали популярны, индустрия начала расти, появляются новые очень хорошие художники. Еще лет семь назад даже специальных магазинов не было, сейчас же они по всей стране открываются. В последние годы издательства начали издавать российских авторов, о чем несколько лет назад нельзя было помышлять. Очень надеюсь, что это все не схлопнется, как в начале 90-х, когда тоже был бум на комиксы, а потом на десять лет все заглохло.

Гик-мероприятий также становится все больше, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге. Самые лучшие с комикс-тематикой: «Большой фестиваль комиксов» в Санкт-Петербурге и Comic Con Russia в Москве, который проходит вместе с Игромиром. На гик-меропритяиях стали открывать аллеи авторов, где художники продают свой мерч, и любой человек может подойти и пообщаться. Очень приятно, когда люди подходят и в живом общении тебя хвалят.

Считается, что одна страница рисуется один день. Иногда несколько страниц можно в день сделать или наоборот. Мой комикс «Декабрь» почти 300 страниц. И если бы я его рисовал каждый день, то на него ушел бы год жизни.

Зарабатывает на рисовании комиксов у нас, по-моему, только издательство Bubble, все остальные если и зарабатывают какие-то деньги, то на рекламных комиксах для фирм. Свои рисуют для удовольствия.

Отличительная черта России — наши художники рисуют в основном авторские комиксы, а не мейнстрим и супергероику, получаются душевные комиксы. Если американский комикс — это мейнстрим, европейский — графические романы, а японский — манга, то российский еще не определился, не развился во что-то цельное. И это интересно.