Ольга Тобрелутс: не существует псевдоискусства — есть разные по глубине и смыслу высказывания

Ольга Тобрелутс: не существует псевдоискусства — есть разные по глубине и смыслу высказывания

  27 февраля 2018
5 мин
Ольга Тобрелутс: не существует псевдоискусства — есть разные по глубине и смыслу высказывания

На открытии курорта интегративной медицины «Первая линия. Health Care Resort» в живописном месте близ Комарово мы познакомились со знаменитой художницей Ольгой Тобрелутс, чьи работы украшают коллекции музеев по всему миру и интерьеры нового проекта. Разговор о современном искусстве обнаружил среди нас ярко выраженного новатора и приверженцев классики, повысив тем самым «градус» общения до весьма интересных откровений. 

— Кто такой художник? Что такое шедевр?

— Художник создает вымышленные миры. И некоторые из них настолько реальны, что их называют шедеврами.

— Какие мировые художественные образы вас пронимают до глубины души, до слез?

— Когда путешествуешь по миру, то встречаешь множество великолепных произведений искусства, созданных в разное время разными художниками. Это многообразие образов и фантастическое мастерство их воспроизведения вызывает в душе отклик и вдохновение, гордость и радость за человечество, его таланты и возможности. И это чувство радости пронимает до глубины души.

— Как научиться воспринимать непонятное для тебя направление искусства? Посоветуйте алгоритм.

— Когда человек сталкивается с чем-то новым, то в зависимости от внутреннего возраста реагирует по-разному. Молодой человек всегда открыт новому опыту и с радостью узнает и изучает то, с чем раньше не сталкивался. Как только новое начинает раздражать, значит, возраст молодости закончился, и мозг блокирует лишнюю  информацию. При современном стремлении и моде на омоложение, когда тратится столько денег и времени на внешний апгрейд, стоит уделять особое внимание эмоциям внутренним. Работать над собой, все время изучать что-то новое, чтобы сознание не засыпало, а развивалось. Лучшей тренировкой в этом является так называемое «непонятное современное искусство». 

Если вы еще не совсем старые и дряхлые, ходите на выставки современного искусства. Пытайтесь понять художника без предубеждения, откройте сознание навстречу его высказыванию. Это и есть алгоритм против старения — стремление понять новый визуальный язык  современного искусства

Если вы еще не совсем старые и дряхлые, когда уже не остается сил сопротивляться времени, обязательно идите на выставку современного искусства. И попытайтесь понять художника без предубеждения, откройте сознание навстречу его высказыванию. И я уверена — получите много положительных эмоций! Это и есть алгоритм против старения — стремление понять новый визуальный язык  современного искусства.

— Как разобраться в хаосе современного искусства и отделять зерна от плевел, не тратя время на псевдоискусство?

— Не существует псевдоискусства. Есть разные высказывания, они различны по глубине и смыслу и необязательно созданы на века. Это может быть перформанс или инсталляция, которая живет только здесь и сейчас, чтобы потом как буддийские мандалы исчезнуть навсегда. Подходить к работам современных художников с таким оценочным подходом «на века» в корне неверно. Есть только одно мерило значимости и успешности произведения — это вы сами: если вы его поняли, и оно вам по душе, значит, не зря потратили время на знакомство с ним.

— Какие работы вы отобрали для проекта «Первая линия» и почему? Что они символизируют в данной локации?

— Мои друзья создали замечательный курорт интегративной медицины «Первая линия. Health Care Resort» в живописном месте близ Комарово на берегу Финского залива и пригласили меня пройти программу оздоровления, чтобы я на себе ощутила все впечатляющие эффекты их инновационного подхода. Помимо внешнего преображения, заряда сил и энергии, пребывание на курорте послужило для меня  импульсом к новому художественному проекту. Я посвятила его «Первой линии». Не покидавшее меня здесь ощущение прогулки летним солнечным днем я передала с помощью голографических трехмерных изображений, распечатанных на линзе. Так появилась серия «Летний сад». Первая копия этих работ украсила интерьеры курорта, созданные дизайнером Александром Петуниным. Следующие копии  были показаны в Музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве на традиционной ежегодной выставке «Открытки от художников» и в музее «Модем» в Дебрецене (Венгрия) на моей персональной выставке. В мае серия будет показана в Хьюстоне в галерее Деборы Колтон, а в сентябре — в Нью-Йорке, в галерее HG. Также одна из работ примет участие в благотворительном аукционе, который этой весной проведет аукционный дом Philips в поддержку фонда «Антон тут рядом».

— Какими идеями и проектами живете сегодня? Какой видите себя через 15-20 лет?

— Так как новая информация заставляет все время экспериментировать, это требует полного погружения. Сейчас меня увлекает стереовывод на лентикулярные панели, создание движения и трехмерные построения с дальнейшим живописным фактурированием для голографических картин. 

Не существует псевдоискусства. Есть разные по глубине и смыслу высказывания, и необязательно они созданы на века. Это может быть перформанс или инсталляция, которая живет только здесь и сейчас, чтобы потом исчезнуть как буддийские мандалы навсегда

Думаю, что через 15-20 лет этот вид передачи изображения будет самым распространенным и используемым. Он придет на смену лайтбоксам, видеопанелям и телевидению. Узнавая новые способы создания изображений, я стараюсь это использовать в своих живописных опытах. Потому что именно живопись на протяжении веков фиксирует изменение визуального восприятия мира.

— У вас не было мысли заняться преподаванием, не возникало желания передать юному поколению свой художественный опыт?

— Я не умею преподавать и не вижу в этом смысла. Потому что я — не классик, а, скорее, новатор, авангардист. Я все время экспериментирую с различными технологиями, стилями и направлениями, изучаю новые технологии и пытаюсь их объединить со старыми. Поэтому не являюсь носителем традиций и не нуждаюсь в последователях и учениках. Мой интерес  лежит в очень узком  направлении современного искусства, он сконцентрирован в той точке, где знание компьютерных технологий пересекается со знанием  техник старых мастеров в живописи и скульптуре. И крайне редко, когда результат экспериментов меня удовлетворяет, поэтому я все время нахожусь в поиске и изучении чего-то нового или давно забытого старого. Именно эти две крайности меня и привлекают.

— Жизненная мудрость от Ольги Тобрелутс

— У меня нет жизненной мудрости, которую я могла бы процитировать. Не стоит увлекаться жесткими установками и девизами на всю жизнь: мир меняется каждую долю секунды, и есть смысл меняться вместе с ним.

 

 

Беседовала: Екатерина Соловей

Фото: «Первая Линия»

Портрет О. Тобрелутс: сайт http://kyrag-grad.ru