Нино Катамадзе: Грузия для меня — воздух души, который обнимает и принимает

Нино Катамадзе: Грузия для меня — воздух души, который обнимает и принимает

  16 февраля 2018
6 мин
Нино Катамадзе: Грузия для меня — воздух души, который обнимает и принимает

В своем бешеном жизненном графике Нино нашла время ответить на наши, порой наивные вопросы о Грузии. Интервью, безусловно, стоит прочитать, а уже завтра — на первом в Петербурге фестивале, посвященном культуре Грузии, «ГрузияPLAY» найти для себя недостающие ответы. И услышать потрясающую Нино Катамадзе & Insight вживую.

Нино, вы, наверное, знаете, что в Петербурге по-прежнему любят Грузию, вашу культуру, музыку, кино? И, конечно же, кухню: ресторанные рейтинги регулярно ставят ее на первое место. Но сейчас не об этом. На фестивале «Грузия Play» вы выступаете не просто как исполнительно, но, по большому счету, как посол Грузии в нашей стране. Что сегодня важнее всего донести до нас, россиян, с вашей точки зрения?

— Очень рада возможности поговорить о сегодняшней Грузии. Моя страна меняется в лучшую сторону: развивается духовная культура, появилась реальная свобода слова, люди стали абсолютно открыты, стали свободно выбирать друг друга, любить, рожать детей в любви. А они получаются, знаете какие красивые?! (Смеется). Ведь раньше, если было сложно, люди просто для создания семьи объединялись, а сейчас есть любовь. Если говорить о музыке, то у нас появилась фантастическая электронная музыка, протестная роковая музыка, появилась возможность полифоническую музыку перенести на язык нот, а это значит, что она останется нашим детям, внукам, правнукам. Возвращаясь к вашему вопросу, я хочу подчеркнуть, что рядом с Россией живет абсолютно полноценная, свободная, стремящаяся к развитию страна — Грузия.

Какая она — ваша Грузия?

— Мне кажется, что я объединила первый и второй вопрос. Грузия для меня — воздух души, который обнимает и принимает.

Мы догадываемся, что ваш дом постоянно полон гостями. Как сейчас проявляется легендарное грузинское радушие?

— Сейчас, конечно, другая жизнь. Все работают, все куда-то бегут. И все-таки мы часто встречаемся: чтобы показать друг другу новые композиции, посидеть за столом, порадоваться пению. Сегодня, кстати, за столом тоже поют многоголосьем. Вокруг меня много друзей, которые до сих пор продолжают традиции именно городской музыкальной жизни. Естественно, то, что было вчера, невозможно повторить, но сегодня в атмосферу наших встреч добавляется новый оттенок.

Любопытно, сохранился ли в вашей памяти или у членов вашей семьи грузинский фольклор? И есть ли любимые вещи: песни, обряды, заговоры, притчи, что-то еще? Ваша тяга к этнике с этим как-то связана? 

Этно — это мощнейшая энергия, которая до сих пор вибрирует, помогает обрести мудрость, настоящую любовь. Очень интересно смотреть на мир через призму этники

— Знаете, это раньше я думала, что этника — это только напевы какие-то, визуальные обычаи, но сейчас я абсолютно уверена, что этно — это самая настоящая мощнейшая энергия, которая до сих пор вибрирует, помогает обрести мудрость, настоящую искреннюю любовь. Очень интересно смотреть на мир через призму этники!

Грузия как туристическое направление в России сейчас весьма популярна. Что, по-вашему, совершенно необходимо увидеть в Грузии, если приехал в первый раз?

— Самое главное правило: если ты в Грузии впервые и не собираешься больше приезжать, то лучше никуда не ходи — туси по ресторанам и наслаждайся вкусовой гаммой. Только запасную печень не забудь с собой прихватить! В Тбилиси и других крупных городах работает много заведений, где все делают по рецептам XIX века или, наоборот, подают традиционные грузинские блюда в интересной интерпретации. Но если собираешься почувствовать Грузию, то надо минимум 4 раза ее посетить: отдельно Кахетию, Аджарию, Имеретию, Гурию и между этим увидеть еще и Сванетию. Главное, чтобы у вас здесь были друзья или желание их завести, а дальше они уже найдутся.

Что обязательно нужно попробовать?

— Грузинские сыры — очень интересные, ни на что не похожие вкусы. И вино! Вино вместе с сыром — это очень вкусно. Самый интересный и приятный разговор, естественно, с красным вином, но белое — тоже хорошо.

Если ты впервые в Грузии и не собираешься больше приезжать, то лучше никуда не ходи — туси по ресторанам и наслаждайся вкусовой гаммой. Только запасную печень не забудь с собой прихватить!

Есть ли старые грузинские мастера, исполнители, музыканты, творчество которых вы считаете эталонным?

— Конечно, есть. Фантастические маэстро, дирижеры, композиторы, уличные музыканты, пожилые исполнители — дедушки и бабушки. Это цвет Грузии! Они прекрасные, благодаря им Грузия дышит.

Как вы относитесь к грузинской эстраде советских времен, кто был кумиром в вашем детстве?

— Вы знаете, мы слушали совершенно другую музыку, не попсу. В моем детстве мы увлекались «Голосом Америки» — там была совершенно другая музыка. Я родилась среди греков, и они играли и пели абсолютно не советскую музыку. Но все равно был ансамбль «Иверия», который я очень любила, фантастическая Нани Брегвадзе, которая и сегодня продолжает удивлять и покорять сердца, мой любимый джазовый контрабасист Тамаз Курашвили.

Вашему сыну Николасу уже 9 лет. К чему сейчас он проявляет особый интерес, какое у него хобби или увлечение? Как относится к вашему творчеству?

— Его хобби, естественно, музыка. Раньше сыну нравился джаз, инструментальная музыка, а сейчас он начал слушать тяжелый рок. Я не знаю, почему девятилетнему мальчику это нравится — наверное, темперамент. Он хочет стать ученым, но сейчас он —  гитарист. Недавно Николасу подарили гитару, и теперь он целыми днями играет, что-то ищет, какие-то фактуры, ему это очень нравится. К моему творчеству он относится по-разному, но на мои концерты любит ходить. Приходит с друзьями, садится: слева — любимая девочка, справа — любимый друг, затем одноклассники. Абсолютно спокойно поднимается на сцену, если я зову.

Какие качества, на ваш взгляд, необходимы современному ребенку?

— Даже не знаю. Дети познают мир совершенно по-разному, поэтому сложно выделить какие-то универсальные для всех качества. Можно только пожелать им удачи, а нам — быть всегда рядом, если мы, родители, вдруг им понадобимся. 

Каким вы видите сына через 10-15 лет? А какой видите себя?

— Мне бы хотелось, чтобы эти 10-15 лет мы прожили с сыном очень интересно, для нас важен сам процесс. Хотя цели, конечно, есть: хотелось бы, чтобы у Николаса было любимое дело, и чтобы я пела.

Какие слова нужно сказать молодому российскому поколению (которое, возможно, уже и не знает и не мыслит о Грузии теми светлыми образами, которые были у советских людей), чтобы оно захотело узнать Грузию ближе?

— У нас очень много красивых выставочных залов, галерей, концертных площадок, театров… Но, главное, у нас много доброты — везде добрые люди. Я не знаю, что еще сказать. Просто нужно купить билет и прилететь. Мне кажется, это реальнее.

Беседовала Екатерина Соловей