Адаптация детей в детском саду

Адаптация детей в детском саду

  8 декабря 2017
6 мин
Адаптация детей в детском саду

Каждый родитель знает, как непросто бывает найти для ребенка достойный детский сад, а потом еще и привыкнуть к новому распорядку жизни всей семьи и, что еще сложнее, к тому, что ваше любимое чадо находится на попечении не у бабушки и не у тетушки, а у чужих людей. Впрочем, эти взрослые страхи снимает как рукой общение с профессионалами — организаторами частных детских садов Mary Jane.

— С какого возраста правильно отдавать малыша в детский сад, чтобы не слишком рано отрывать его от мамы, но и в то же время не слишком поздно отправлять его в социум?

— Наш опыт показывает, что быстрее всего адаптируются к новым условиям маленькие дети – двух лет и младше. Но при этом мы очень четко должны понимать, что не всегда раньше — значит лучше. Если ребенок рос в тесном контакте с мамой и не разлучался с ней дольше, чем на 15 минут, очень боится ухода мамы из зоны видимости и еще не проявляет интереса к общению с детьми, мы просим подождать несколько месяцев. Конечно, ребенок адаптируется и в этом случае, причем достаточно быстро, но это, пускай и короткое, время будет для него болезненным. Если же малыш уже социально активен, имеет опыт недлительных разлук с мамой (когда он оставался с няней или бабушкой), проявляет активный интерес к сверстникам или хотя бы к играм рядом со сверстниками и, попадая в группу, бежит осваивать новые территории, мы понимаем — адаптация пройдет легко и не нанесет никакого вреда малышу.

Бывает ли слишком поздно? Конечно, нет. Ребенку в любом случае нужны социум и психологическая готовность к школе, если, конечно, родители не приверженцы домашнего образования. Но в каждом возрасте адаптация к детскому саду имеет свои нюансы, поэтому мы рекомендуем не затягивать и приводить малышей в детский сад в возрасте до 3-х лет.

— Как в период адаптации к садику должны вести себя родители, чтобы не было драматических сцене: ребенок плачет, мама плачет от того, что плачет ребенок, малыш в группу не идет.

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, а почему плачет ребенок, когда мама уходит? Причин может быть множество, но если мы говорим о хорошем детском саде, с благоприятным психологическим климатом в группе, с интересными занятиями и добрыми воспитателями, способными наладить контакт с ребенком и помочь ему завести друзей, то главный страх ребенка — что мама за ним не придет. В связи с этим наша задача — избавить малыша от этого страха: тогда и адаптация пройдет легко, и слез не будет, ну, или почти не будет.

В первое время мы всегда просим маму или другого близкого для ребенка человека побыть вместе с ним. Так он сможет привыкнуть к новой обстановке, не отвлекаясь на опасения, что его здесь бросят

В первое время мы всегда просим маму или другого близкого для ребенка человека побыть вместе с ним. Так он сможет привыкнуть к новой обстановке, не отвлекаясь на опасения, что его здесь бросят. В первый день ребенок обычно приходит всего на несколько часов: он не должен устать, позитивные эмоции от посещения детского сада сейчас — самое важное. На следующий день мы просим привести ребенка уже на более длительное время, приглашаем его присоединиться к обеду. Маму просим находиться в стенах сада, но вне видимости малыша, и приходить, если ребенок будет ее звать. При этом мама должна четко проговаривать все происходящее: «Ты сейчас будешь играть с детьми, а я подожду тебя за дверью, если ты соскучишься, воспитатели меня позовут, и я сразу приду» и держит свое слово. Так ребенок сможет понять, что мама не исчезла, что она рядом и обязательно придет на помощь в случае опасности. Таким образом, мы постепенно увеличиваем время пребывания ребенка в группе и уменьшаем  время пребывания мамы в детском саду. И в один прекрасный день наступает момент, когда малыш просит остаться на тихий час. Это говорит о том, что процесс адаптации подходит к концу.

— Как проходит адаптация малыша в садике? Как он принимает этот новый большой для него социум? Что должен сделать воспитатель, чтобы малыш понял, что садик – безопасное и комфортное для него место, что садик – это поле для творчества, что садик – это место, где можно завести друзей.

— Дети по своей природе нацелены на развитие и освоение всего нового и поэтому очень адаптивны. Если психологические барьеры преодолены, новая обстановка их завораживает и вызывает сильный интерес. Поэтому наша задача — убрать эти барьеры-страхи. В первые несколько недель адаптации весь наш коллектив проявляет максимум внимания к малышу. Мы обязательно выясняем, что любит ребенок, как называют его родители дома, какие блюда он ест с удовольствием, а какие — недолюбливает, есть ли у малыша какие-то медицинские противопоказания или аллергия, психологические особенности. Затем в работу включается наша слаженная команда: повар старается, чтобы еда пришлась по вкусу малышу, а меню было привычным; психолог разрабатывает индивидуальный план адаптации и дает необходимые рекомендации воспитателям; медик следит за тем, чтобы все пищевые и другие ограничения были учтены и строго соблюдались. Воспитатели становятся добрыми друзьями и помощниками малыша, помогая ему завести новых друзей и комфортно чувствовать себя в коллективе.

— Какие занятия или мероприятия в садике способствуют адаптации ребенка?

— Максимально сближают детей коллективные творческие работы, подвижные и командные игры на прогулках, занятия с психологом.

— Как долго обычно происходит адаптация?

— Это очень индивидуально: от 2-х дней до 2-х недель.

— Как работают в садике со специфическими запросами ребенка, связанными с питанием, личной гигиеной, отсутствием навыка ходить на горшок? Ведь дома малыш привык к одному, а в садике – все по-другому.

— Именно поэтому в первое время мы стараемся минимизировать изменения в укладе жизни малыша, дав ему время, как следует адаптироваться. Не настаиваем на пользовании горшком, кормим с ложечки, если ребенок не привык есть сам, готовим те блюда, которые он любит. После того, как адаптация успешно пройдена, мы начинаем приучать ребенка к новым для него навыкам самообслуживания, учитывая, конечно, пожелания семьи ребенка в этом вопросе.

— Какие рекомендации можно дать родителям, которые выбирают садик для ребенка и в течение ближайших месяцев-полугода планируют ребенка в сад записать?

— Самое важный аспект адаптации, о котором мы еще не сказали, — это психологическая готовность мамы. Очень часто мамы, отдавая детей в сад, испытывают чувство вины и заранее настраивают себя на то, что ребенок будет плакать и страдать. Малыш считывает настрой мамы и чувствует, что в саду ему будет небезопасно, раз мама так за него боится. Поэтому первое, что нужно сделать маме, решившей отдать свое сокровище в детский сад, — это взвесить все за и против и принять решение. Походить по детским садам, собрать максимум информации, чтобы развеять свою тревогу, выбрать детский сад, познакомиться с воспитателями и быть полностью уверенной в своем выборе. Тогда и адаптация пройдет легко и спокойно.

Британские клубные детские сады Mary Jane:

Ул. Киевская, д.3, корп.2, ЖК «Империал», тел +7 (812) 426-13-79;

Ул. Парадная, д.3, корп.2, ЖК «Парадный квартал», тел +7 (812) 426-13-78

О нас