Для ребенка важно быть полноценной частичкой общества

Для ребенка важно быть полноценной частичкой общества

  24 ноября 2017
6 мин
Для ребенка важно быть полноценной частичкой общества

О современном подходе в образовании, основанном на ценностной ориентации, успешно применяемом в Международной Кембриджской школе, нам рассказала мисс Аманда — старший преподаватель кампуса Санкт-Петербург.

— Что такое ценностно-ориентированное образование? Чем оно отличается от традиционной системы образования?

— Не секрет, что окружающий нас мир очень требователен к человеку любого возраста, а к детям, особенно. Детство — сложный период, когда нужно не только обучаться по школьной программе, но и приобретать навыки общения, сопереживания, упорства. Для любого человека очень важно быть полноценной частичкой общества, а этому не научишься в рамках образовательных предметов. К тому же понятие общества довольно обширно — это и коллектив, где ребенок учится, это и его семья, и природа и весь мир, которые его окружают. Ответственность, уважение, дружелюбие — те качества, которые в любом возрасте помогают добиваться успеха, быть любимым или просто быть принятым обществом. Такие важные качества мы считаем самыми настоящими ценностями! Сегодня образование, включающее в себя ценностную ориентацию, — одна из современных методик воспитания и социализации ребенка.

Ценностно-ориентированное образование формирует такие навыки у ребенка, которые позволяют ему успешно концентрироваться на обучении и в целом учат организации времени и коммуникации. Наша методика помогает обучать детей не только определенным предметам в рамках школьной программы, но и тем важным качествам, которые учат общению, способствуют социализации, помогают стать хорошими и порядочными, уверенными в себе людьми.

Этот  подход охватывает все этапы обучения, и весь коллектив — от самых маленьких воспитанников до их учителей. В условиях нашей школы, где учатся ребята разных национальностей, применять принципы ценностно-ориентированного образования, оказалось очень продуктивно. Уже в начале проекта мы заметили, как меняются отношения между ребятами, как они начинаю успевать в учебе, творчестве, одним словом, они становятся более успешными.

— Какие ценности вы считаете базовыми?

— Мы все знаем и чувствуем, как сегодня важны терпимость, упорство, уважение к другим и в тоже время самоуважение. Мы выбирали ценности, исходя из особенностей нашей многонациональной школы, из личных качеств наших ребят и их потребностей.

Ценностно-ориентированное образование предполагает использование множества различных ценностей, а нам было важно правильно сформировать свою уникальную базу ценностей. В первую очередь все наши педагоги прошли обучение под руководством основателей этого подхода. Затем составили колоссальный список ценностей — более 30! Но ценности должны внедряться постепенно, просто нужно время, чтобы познать их и научиться ими пользоваться. В нашей школе 10 учебных месяцев, поэтому мы отобрали 10 самых важных и первостепенных ценностей, каждой из которых посвящен целый месяц. Например, в сентябре мы проходили уважение, которое основывается на трех принципах:  человек должен уважать себя, уважать окружающих и уважать среду, в которой живет, — природу и рукотворный мир.

— Прекрасные ценности! Есть ли особенности в методике их преподавания детям?

— В процесс освоения ценностных навыков вовлечена вся школа — от детей всех возрастов до педагогов. Ежедневно, на протяжении всего дня, ребята и их учителя на практике применяют выбранную ценность и демонстрируют ее возможности собственным примером. Например, октябрь в нашей школе был посвящен сочувствию, в течение которого каждый школьник и преподаватель старались проявить участие и сопереживание.

Конечно, все детки разные и по возрасту и по личным качествам, поэтому для каждого нужен особый подход. Каждый преподаватель в нашей школе — квалифицированный эксперт именно в той возрастной категории, в которой он преподает, и каждый из них знает, как лучше преподносить те или иные задания, как помочь справляться с поставленными задачами.

Необходимо отметить дифференцированный подход к постановке задач для разных возрастных групп. Для младших школьников задания выстраиваются таким образом, чтобы ребята  смогли выполнить их за достаточно короткий промежуток времени,  тем самым увеличивая мотивацию ребенка к познанию и применению изучаемых качеств. А вот для старших учеников интересными и актуальными становятся более сложные задачи, которые требуют использования целого комплекса навыков и подходов для их решения.

В процесс освоения ценностных навыков вовлечена вся школа — от детей всех возрастов до педагогов. Ежедневно, на протяжении всего дня, ребята и их учителя на практике применяют выбранную ценность и демонстрируют ее возможности собственным примером. Например, октябрь в нашей школе был посвящен сочувствию

Кроме разных заданий важным аспектом становится формат объяснений тех или иных категорий, учитывающий возрастные особенности учеников. Ведь пятилетнему малышу сложно понять, что такое толерантность. Для самых маленьких у нас используют метод визуализации и игры. Дошкольникам мы показываем много картинок, видео, конечно, много поем, особенно хорошо усваиваются ценности через игру, ведь это естественное занятие для малышей.

Для старших тоже используем метод визуализации, но в другом ключе: для них важно начать задумываться и анализировать. Очень значимо научить детей в этом возрасте задавать вопросы, которые помогут самостоятельно осмыслить эти ценности.

Еще мы проводим «Ассамблеи ценностей», на которых присутствуют абсолютно все классы и преподаватели. Здесь мы решаем сложную задачу — сосредоточить внимание детей всех возрастов, чтобы это было несложно для понимания самыми маленькими, и нескучно для старших ребят. Так мы учимся слушать и говорить, познавать и применять ценностные качества.

— Образование, основанное на ценностной ориентации, требует от преподавателя специальных навыков и талантов?

— Особенностью образования, основанного на ценностной ориентации, является то, что педагоги должны быть вовлечены в процесс познания и применения ценностей. Конечно, наши педагоги обладают специальным образованием, владеют множеством необходимых навыков, ведь для преподавателя так же важно обучить и донести до детей суть той или иной ценности, как например, правило или формулу.

Каждый учитель владеет не только знаниями по общим предметам, но и навыками по достаточно специфическим вопросам — социальным, коммуникационным, разумеется, каждый из них умеет донести свои идеи детям. Ведь в нашей практике ориентация на определенную ценность пока достаточно необычна, и каждый учитель растет и развивается вместе с ребятами. Порой они сами помогают ему найти какой-нибудь секретный ключ к пониманию ценности, развивая тем самым методику и выводя ее на новый уровень.

— А как родители могут поучаствовать в этом процессе?

— Прежде всего, родителям нужно интересоваться тем, что происходит в школьной жизни ребенка и, конечно, ценностями. Тем самым родители не только помогают деткам разобраться в сложностях изучаемых качеств, но и поддерживают и мотивируют их. Очень важно научить развивать и применять эти качества не только в школе, но и вне ее стен.

Просто здорово, когда наши детки делятся с нами своими наблюдениями, собственными историями. Так мы можем корректировать приобщение к тем значимым ценностям, которые мы изучаем.

Например, когда у нас был месяц сочувствия и сопереживания, мы объявили Неделю благотворительности. Удивительно глубоко и серьезно ребята восприняли эту идею: мы видели, как они вместе с родителями искренне и от всей души справлялись с поставленными задачами. Родительская поддержка ценностной ориентации в образовании дает колоссальную отдачу и, разумеется, помогает детям добиваться успеха и в детстве, и позже — во взрослой жизни.

Беседовала Мария Яковлева

Подробности