Приоритетом для нас всегда была и будет классика
Музыка и клубы

Приоритетом для нас всегда была и будет классика

  13 ноября 2017
9 мин
Приоритетом для нас всегда была и будет классика

Генеральный директор Капеллы и Председатель правления Союза концертных организаций России Ольга Хомова рассказала нам об интереснейшей концертной программе VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, поразительным образом объединяющей японские барабаны и утонченный барочный вокал, а также о том, как классическая музыка вышла из узких рамок и стала полноправной частью современной, насыщенной жизни.

— Вот-вот начнется Форум, каждый день горожан и гостей Петербурга ждет потрясающая культурная программа. Давайте расскажем про концерты: что и где у нас в городе будет происходить?

—  В 2017 году программа секции «Музыка» как никогда разнообразна, ведь в этом году секцию возглавил выдающийся пианист-виртуоз, общественный деятель Денис Мацуев. У нас необыкновенно красивая концертная программа. Заявлены суперзвезды — российские и мировые. 16 ноября — в день официального открытия Форума — состоится концерт пианиста Дениса Мацуева с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. 17 ноября там же произойдет торжественное открытие Форума, будет прекрасная классическая программа.

С каждым годом Форум растет, поэтому нам уже не хватает трех дней — некоторые концерты начнутся уже в «нулевой» день Форума — 15 ноября. Например, в этот день выступит Хор и Симфонический оркестр Капеллы с программой для горожан. Это будут произведения русских композиторов и композиторов советского времени, например, Георгия Свиридова и Геннадия Гладкова. В этот же день состоится выступление Иркутского симфонического оркестра.

16 ноября в Петербург приезжает звезда классической музыки — певица Юлия Лежнева, которая когда-то именно в нашем городе стала лауреатом конкурса молодых исполнителей имени Елены Образцовой, а теперь известна на весь мир. 17 ноября состоится концерт Бориса Березовского и японской скрипачки Акико Суванаи. Оба этих артиста — лауреаты конкурса им. П. И. Чайковского разных лет, в рамках Форума они выступят на одной площадке.

Давайте остановимся на японской программе отдельно: очень хочется узнать, кто и с какой программой к нам приезжает?

— В этом году Япония — страна-гость Культурного Форума, поэтому целый ряд культурных мероприятий продемонстрирует публике музыкальные традиции Страны Восходящего солнца. Например, 17 ноября, в 12 часов дня, Капелла распахнет свои двери для очень интересного ансамбля японских традиционных инструментов «Сямисэн». Инструмент сямисэн по своей сути похож на балалайку, а по звуку – скорее на гусли. Когда к нам приезжают подобного плана музыканты, это всегда вызывает особый интерес: людям хочется не только послушать, но и рассмотреть, познакомиться ближе с национальными инструментами. Такая возможность будет и у слушателей концерта в Капелле, у нас запланирован целый интерактив: после концерта можно будет подойти и пообщаться с музыкантами, которые покажут и расскажут о своем удивительном инструменте, а, может быть, даже дадут на нем поиграть. В Большом зале  Филармонии им. Д.С. Шостаковича также выступят японские музыканты: 17 ноября здесь состоится очень интересный вечер музыки для гитары. А в обновленном Ленинградском дворце молодежи выступят японские барабанщики. Таким образом, самые разные жанры японской музыкальной культуры будут представлены в рамках концертной программы Форума.

— Город буквально завешен афишами с Игорем Бутманом и рекламой джазового форум-феста Jazz Across Borders. Что ждет любителей джаза?

— Это очень интересный проект — форум в Форуме, такого еще не было у нас в стране. Два дня, начиная с 17 ноября, с 9 утра и до 10 вечера, в Капелле будут проходить мастер-классы, шоукейсы (это такое модное слово, которое можно перевести как представление себя) и концерты джазовых музыкантов, а завершится все это 18 числа большим джазовым Гала-концертом с участием российских джазовых музыкантов и мировой знаменитости — Кёрта Эллинга. Для Капеллы это очень почетно и приятно, поскольку именно здесь, в 1927 году состоялся первый джазовый концерт в Ленинграде. В этом году мы отмечаем не только 100-летие революции, но и 90-летие петербургского джаза.

— Я заметила, что буквально все крупнейшие концертные площадки города задействованы в музыкальной программе Форума. Есть ли концерты и площадки, которые мы еще не упомянули?

—  Да, действительно: в этом году все площадки города, связанные с музыкой, активно включились в работу Форума. Например, в Большом зале Филармонии состоится концерт филармонического оркестра под руководством Николая Алексеева, в котором солирует  Борис Березовский. Мюзик-Холл в рамках Форума представит серию ярких проектов: оперу Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» в концертном исполнении, дирижер — Фабио Мастранджело;  особенный интерес вызывает проект «Аккорд 2017» о музыке и революции. Это будет и концерт, и дискуссия одновременно. Петербург-концерт вместе с Сергеем Стадлером готовит «Музыкальный променад 2017» в Манеже — легкую,  веселую программу с классическими музыкантами, которая состоится в последний день работы Форума, когда гости уже закончили деловую программу и хотят немного отдохнуть.

— Ходит ли молодежь на классические концертные программы?

— Это очень важный вопрос. Капелла уделяет этому направлению особе внимание, за последние годы наша аудитория значительно омолодилась. К слову, эта проблема многих концертных площадок по всему миру. В прошлом году нас посетил с визитом господин Маттиас Наски — президент и художественный руководитель Венского Концертного зала «Концертхаус»: удивительно, но и в Вене проблема с молодежной аудиторией! Мы делились с ним нашим опытом, а он — своим. Например, они устраивают концерты, когда зрители сидят прямо в симфоническом оркестре. Это, конечно, разовые экспериментальные проекты, задача которых привлечь молодежь, а уж потом она будет приходить сама, так как поймет, что симфонический концерт — это не страшно и не скучно.

Прям иммерсивный театр получается! По своему опыту знаю: находиться внутри оркестра — это необычайно круто, бешеная энергетика, накал страстей!

— Да-а! После такого опыта приходит заинтересованность классической музыкой, молодежь начинает ходить и на другие проекты. В общем, как оказалось, опыт Маттиаса Наски очень корреспондируется с российскими проектами. Например, в Большом театре прошла премьера театрализованного концерта «Путеводитель  по оркестру. Карнавал животных», где главную роль исполнила юная артистка Елизавета Бугулова — финалистка конкурса талантов «Синяя птица». Приятно, что и нам есть чем удивить зарубежных коллег в этом вопросе. Господин Наски с большим интересом и удивлением слушал об экспериментах, которые проводит Капелла, Екатеринбургская, Московская, Рязанская филармонии.

— Например?

— Ну, например, у нас выступал Вячеслав Бутусов и знаменитая пианистка Екатерина Мечетина вместе с детским хором. Или лидер группы «Аукцыон» читал со сцены ОБЭРИУтов. Или ди-джей Винсент Вега подготовил совместную программу с симфоническим оркестром Капеллы. Прижилась и нашла своего зрителя новаторская идея художественного руководителя Капеллы Владислава Чернушенко проводить концерты-спектакли, где одновременно может звучать «Реквием» Моцарта и «Маленькие трагедии» Пушкина, исполненные  драматическими артистами, Хором и Оркестром. Это необыкновенное действо, которое завораживает! Часто молодые люди думают — и это очень распространенное мнение — что в Государственную Академическую Капеллу ходят только особые ценители классики. А вдруг они приходят и видят такое представление — это шок! И начинают приходить снова и снова. Еще дальше, кстати, пошла Екатеринбургская филармония — это наши очень прогрессивные коллеги — они создали Молодежный симфонический оркестр, на который молодежь реагирует с гораздо большим интересом и с гораздо большим интересом подтягивается в зал — это же как к своему ровеснику на концерт прийти!

— С молодежью понятно, а если говорить про детей? С какого возраста стоит их знакомить с классической музыкой?

— С нуля! В Капелле проходят концерты для женщин в положении, для «публики» в пинетках, регулярно представлены специальные программы для детей от 2-х лет, от 4-х лет.

Концерты для самых маленьких проходят в Камерном зале, затем, когда публика подрастает, она переходят в Главный зал, где идут абонементы для всей семьи: «Волшебная музыка сказки», детские мюзиклы, детский балет и разные другие музыкальные истории, есть «Симфонический хит-парад для детей и взрослых» (это классическая популярная музыка, хорошая и понятная: она не отталкивает, а, наоборот, привлекает всю семью).

В Капелле представлены все виды искусства — от музыки до художественных выставок, но приоритетом для нас всегда была, есть и будет классическая музыка

Есть абонементы и для старшеклассников, для посещения целыми классами. В этих программах задействован Молодежный симфонический оркестр музыкального училища имени Н.А. Римского-Корсакова — играют ровесники для ровесников. И все комплексы, связанные с тем, что передо мной будут выступать взрослые серьезные музыканты, а я ребенок — вот они такими программами сразу снимаются. Поэтому приводить на концерты детей можно и нужно в любом возрасте, а желательно еще в утробе — особенно органная музыка в этот период полезна. На эту тему есть очень интересные медицинские исследования.

У нас в Капелле — прекрасный, знаменитый орган! А еще мы придумали специальный детский проект «Лето в Капелле»: на протяжении всех каникул, 5 рабочих дней в неделю, с 9.00 до 18.00 группы школьников находятся у нас с целью знакомства с основами музыкального искусства и изучения ключевых вех в истории музыкальной культуры Санкт-Петербурга.

Они целый день играют, гуляют, поют, знакомятся с историей музыки, Капеллы, участвуют в увлекательных музыкальных квестах. Привлечение аудитории самых разных возрастов – это процесс  творческий. Например, сейчас мы участвуем в ресторанном фестивале, инициированном Комитетом по туризму.

— А как связана Капелла и рестораны???

— У нас есть проект «Музыка и кулинария», начинался он с Кофейной кантаты Баха. Мы рассказывали посетителям, почему композитор, который писал музыку для органов в церкви, католических храмов, написал вдруг Кофейную кантату. Оказывается, тогда это был запрещенный напиток и… из этого разворачивается история концерта. Такие проекты позволяют не просто услышать музыку, но и узнать что-то новое, углубиться в историю, а потом насладиться ароматным кофе, приготовленным баристой по специальному рецепту. Если говорить про проект, который мы делаем сейчас, то это будет «путешествие» на Ближний Восток. 24 ноября в рамках гастрономического проекта «Музыка и кулинария» мы вместе с легендарным стрит-фуд баром «Бекицер» приглашаем слушателей отправиться в увлекательное путешествие и прочувствовать все краски, ароматы и вкусы Израиля, не покидая центра Петербурга. 

Хочется еще раз подчеркнуть, что в Капелле проходят абсолютно разноплановые проекты, представлены все вида искусства — от музыки до художественных выставок, но приоритетом для нас всегда была, есть и будет классическая музыка. Капелла в первую очередь – просветительское учреждение: программы нашего Хора и Симфонического оркестра помогают слушателям погрузиться в удивительный и безграничный мир классики.

Беседовала Екатерина Соловей