Игорь Бутман: мы познакомим мир с русским джазом
Музыка и клубы

Игорь Бутман: мы познакомим мир с русским джазом

  8 ноября 2017
8 мин
Игорь Бутман: мы познакомим мир с русским джазом

Впервые в истории российского джаза, в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, состоится джазовый форум-фест Jazz Across Borders (JAB). О проекте, его звездных участниках и ключевых событиях и, конечно, о русском джазе на пресс-завтраке в «Буше» рассказал организатор и президент Форум-феста — народный артист России Игорь Бутман.

— Как родилась идея проекта, и почему вы решили провести его в рамках Культурного форума?

— Наш коллектив достаточно часто участвует в подобных форум-фестах, которые проходят по всему миру. На этих мероприятиях собираются музыканты, продюсеры, агенты — представители индустрии со всего мира, и артисты имеют уникальную возможность заявить о себе. Обычно программа фестивалей состоит из шоукейсов с жестким регламентом выступлений 20-25 минут, во время которых исполнители демонстрируют свое искусство, выкладываются по максимуму. По опыту скажу, выступления в таком формате приносят свои плоды — появляются интересные предложения, контракты и даже мировые турне. Участвуя в таких проектах, мы отмечаем интерес со стороны индустрии, которая ищет новые имена.

Jazz Across Borders — это не конкурс, а, скорее, ярмарка талантов, здесь не стоит задача победить. Основная наша цель — познакомить ведущих западных продюсеров с русским джазом, показать, что наши исполнители вполне конкурентоспособны 

Правда, зарубежные джазовые фесты в основном ориентированы на своих исполнителей, поэтому мы и задумали сделать похожий проект в нашей стране, где российские музыканты могут показать себя, а агенты — найти интересных и талантливых исполнителей. Но только год назад окончательно сформировалась концепция фестиваля, и Jazz Across Borders получил поддержку Министерства культуры Российской Федерации.

Это будет впервые в России. Санкт-Петербургский международный культурный форум является очень авторитетным событием, с каждым годом охватывая все больше тем и проблем. Поэтому мы решили не создавать отдельный джазовый форум-фест, а сделать его в рамках Культурного форума. Концепция Jazz Across Borders полностью отвечает вопросам и задачам самого Форума.

— Сегодня поиск талантов — достаточно актуальное явление, расскажите о вашем проекте.

— Сразу уточню, что JAB — это не конкурс: наш проект — скорее ярмарка талантов, здесь не стоит задача победить. Основная цель — познакомить ведущих продюсеров с русским джазом, показать, что наши исполнители вполне конкурентоспособны в сравнении с западными коллективами. В первую очередь, мы хотим показать зарубежным специалистам (а на наш форум приедут ведущие продюсеры, эксперты и руководители фестивалей) как можно больше наших исполнителей, продемонстрировать разнообразие стилей и идей, которые способны украсить самые знаменитые мировые джазовые площадки и которые полюбит зарубежная публика. Мы хотим, чтобы наши артисты выступали в Америке, Азии и Европе и обрели там известность.

Первоначально планировалось отсмотреть 12 шоукейсов по 25 минут каждый на площадке Государственной Академической капеллы Санкт-Петербурга, но мы получили более ста заявок от музыкантов, поэтому дополнительно задействовали площадки джазовых клубов города — так фестиваль «приобрел» вечернюю и ночную программу JAB Club night.

— Вы говорите, что форум-фест — это прекрасная возможность познакомить мир с русским джазом, а насколько вообще русский джаз известен на Западе?

— К сожалению, русский джаз известен не так широко, как наше более традиционное искусство. До сих пор бытует стереотип о том, что из России надо приглашать балет, исполнителей классики, симфонические оркестры, а про джазовые коллективы организаторы практически не думают. Сегодня мнение о русском джазе за рубежом основано на нескольких коллективах, но ведь это не так: существует огромное количество российских исполнителей, представляющих разные направления и стили джазового искусства. Наша задача продемонстрировать это многообразие, особенно западным продюсерам, чтобы они понимали и знали, что русских исполнителей можно и нужно приглашать, что их творчество должно быть донесено до зрителя.

Многие музыканты жалуются на то, что их не замечают. А вы заявляйте себя активнее! Например, на нашем форум-фесте. А вдруг тебя увидит самый главный продюсер в твоей жизни, и ты станешь звездой мирового масштаба?! Может, и не станешь, но ты попробуй! Важно наших музыкантов расшевелить, настроить на продвижение своей музыки. Просто научиться играть джаз, знать его теорию и практику — это, конечно, важно. Но уметь доказать, что твоя музыка необходима миру — это еще более важная задача для музыканта.

— Как вы отбирали исполнителей для участия в проекте? Чем вы планируете удивить гостей фестиваля?

— Отдать предпочтение тому или иному коллективу было трудно, мы, скрепя сердце, выбрали всего лишь 12 коллективов из числа заявленных. На следующий год мы отсмотрим гораздо больше шоукейсов, чтобы дать возможность большему числу талантливых музыкантов проявить себя. Для нашей программы мы отобрали коллективы из разных стран: Квартет Якова Окуня (Россия, Москва), VAN Quartet (Армения, Ереван), Alexey Popov Quartet feat. Lera Gehner (Россия, Санкт-Петербург), Dock In Absolute (Люксембург), трио Андрея Кондакова (Россия, Санкт-Петербург) и другие. Как видите, у нас представлены не только молодые исполнители, у нас не было задачи брать только молодых, наш критерий — джазовый абсолют, который продемонстрировал или не продемонстрировал участник.

Научиться играть джаз, знать его теорию и практику — это, конечно, важно. Но уметь доказать, что твоя музыка необходима миру — это еще более важная задача для музыканта

Даже наш гала-концерт JAB Gala, который пройдет 18 ноября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, по сути своей — шоукейс. Трио Олега Аккуратова и группе Алины Ростоцкой мы предложили проявить себя именно здесь, на гала-концерте, в котором также примут участие легендарные западные джазмены Кёрт Эллинг и Джон Бизли и, конечно, наши питерские и московские коллеги. 

Кроме возможности для музыкантов заявить о себе в рамках шоукейсов, какие проблемы будут подняты на форум-фесте?

— В первую очередь, Jazz Across Borders — это деловая площадка. Поэтому существенная часть программы форума посвящена обсуждению проблем, связанных с музыкальным джазовым образованием, особенностями развития джазовых фестивалей в России, концертной деятельности, правовым и экономическим вопросам, а также особенностям отечественного музыкального рынка. В рамках JAB будут проводиться лекции об истории отечественного (как советского, так и российского) джаза, о легендарных исполнителях и их творческом наследии. На панельных дискуссиях и круглых столах будут работать профессиональные эксперты. Обязательно обсудим вопросы, связанные с тенденциями развития джаза и с современной аудиторией. Интересно, но наша аудитория гораздо моложе той, что слушает джаз за рубежом. Почему? Объяснить трудно. Наверное, это связано с тем, что наша молодежь более заинтересованная, начитанная.

Большую часть форума мы отводим под практические мастер-классы, которые будут проводить мэтры мирового джаза. К примеру, мастер- класс по вокалу и искусству импровизации проведет лауреат премии Grammy Кёрт Эллинг, а секретами продюсирования поделится Джон Бизли — музыкальный директор International Jazz Day, главного джазового события в мире.

— Вы много говорите о том, что на форум-фесте будут затронуты аспекты джазового образования. В чем его особенность?

— Одно из основных отличий джазового коллектива от симфонического оркестра, например, — это его компактность. И если в академическом оркестре порядка ста участников, и каждый отвечает за свой инструмент, то джазовый ансамбль не может себе позволить такое число музыкантов, поэтому его участники должны в совершенстве владеть сразу несколькими инструментами. В идеале саксофонисты должны также уметь играть и на флейте, и на кларнете, но на практике такое встречается не часто. Поэтому в России всю систему музыкального джазового образования необходимо корректировать в соответствии с запросами и тенденциями времени и обязательно стимулировать родителей и детей к занятиям музыкой, ведь зачастую одаренным детям оно не доступно сегодня. А еще, родители часто игнорируют такие инструменты как тромбон, гобой, фагот, поэтому эти музыканты — редкость. А нам нужны таланты, да и музыкальное образование никому еще не мешало!  

У нас существуют музыкальные образовательные заведения, которые прекрасно готовят джазовых исполнителей: Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского, джазовая кафедра в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. Недавно я возглавил Московский государственный колледж духового искусства, в котором работают талантливые педагоги, которые не боятся, что их студенты начнут изучать джаз. У нас существует отличное фундаментальное музыкальное образование, которое можно сделать еще лучше.

— Ваша жизнь и творчество связаны с Москвой и Петербургом, а существуют ли различия в джазе, который играют в обеих столицах?

— В Петербурге очень интересная джазовая жизнь: новые проекты, фестивали, площадки. Но в то же время Петербург — скорее, столица традиционного джаза, а в московском джазе больше эксперимента. В Москву приезжают в поисках карьеры и счастья амбициозные молодые музыканты со всей России, здесь легче запустить проект. Я сам родился в Ленинграде, но мой беспокойный характер привел меня в Москву.

— Чего вы ожидаете от форум-феста?

— Форум — это большая работа, но очень интересная. В этом году мы только запускаем проект, поэтому будем пристально следить за тем, кто посещает наши шоукейсы и мастер-классы, как публика реагирует на программы, какие площадки больше пришлись по вкусу – основная или джазовые клубы и т.д. Но самое главное, чтобы продюсеры и агенты увидели перспективу в наших артистах. Судя по тому, какой интерес проявили исполнители, фестиваль в первую очередь нужен именно им. Заинтересовались событием и зарубежные СМИ: практически во всех иностранных джазовых журналах представлена информация о нашем форум-фесте. Я думаю, что у нас будет много и зарубежных участников, которые захотят показать себя нашим промоутерам и зрителям. И все же главным итогом станет возможность познакомить мир с русским джазом, ведь для нас джаз — это одно из важнейших искусств!

Беседовала Мария Яковлева