Кожа, в которой я живу: как закон о запрете «Фотошопа» повлияет на индустрию моды?
Мода и Красота

Кожа, в которой я живу: как закон о запрете «Фотошопа» повлияет на индустрию моды?

Таня Решетник   24 октября 2017
4 мин
Кожа, в которой я живу: как закон о запрете «Фотошопа» повлияет на индустрию моды?

Франция — одна из стран, благодаря которой у модного сообщества сформировались представления о «правильных» модельных параметрах — ввела новый закон в отношении ретуши фотографий. Журналист Таня Решетник рассказывает, почему это повлияет и на нас.

Строго говоря, новые правила не запрещают «Фотошоп» в целом, но обязывают коммерческие компании и издания указывать, что фотографии подверглись редактированию. Правонарушителей ждет штраф в размере 37 500 евро (или 30% от стоимости создания рекламной кампании).

На первый взгляд законопроект кажется более чем гуманным. Все мы устали от рекламы туши, где над длиной ресниц поработало не само средство, а фоторедактор. А также подборок плюс-сайз вещей, которые демонстрируют девушки-модели размера М с идеальной фигурой.

С другой стороны, кажется, что мир уже давно перестал верить рекламе. Да и информация о товарах легко ищется в интернете, где, например, по запросу «новая серия косметики Кайли Дженнер» выпадает не только отутюженная реклама с фотомоделью в главной роли, но и с десяток видеороликов, где блогеры дают честную оценку искомым средствам.

Люди устали от рекламы туши, где над длиной ресниц поработало не само средство, а фоторедактор.

Отличный пример обоснованного недоверия к рекламе — регулярные скандалы, которые разражаются вокруг очередной знаменитости, укоряющей бренд в чрезмерной ретуши. Все еще помнят историю Лины Данем, которую в 2014 году Vogue изменили до неузнаваемости. Актрисе не только подправили прическу и макияж, но и «помогли» сбросить пару килограммов, сузив талию и изменив линию декольте. Разгромную статью об обмане выпустило издание Jezebel, хотя заметить подлог не составило труда и постоянным читателям Vogue: Лина регулярно выкладывает честные фотографии в своем инстаграме, а в сериале «Девочки» достаточно сцен с реальным обнаженным телом актрисы.
 

До и после: гифка с сайта Jezebel в деталях показывает, как фоторедакторы Vogue обработали в «Фотошопе» актрису Лину Данем

Опять же никто не обязывает производителей указывать, какая именно часть фотографии была подвергнута редактуре. Добавив дисклеймер Photographie retouchée компания может позволить себе вносить любые изменения — в том числе и те, которые касаются непосредственно рекламируемого товара: то есть опять же удлинять ресницы в промо туши или стереть морщины в ролике про антивозрастной крем. Подорвет ли предупреждение о фоторетуши лояльность покупателя? Едва ли.

В случае, если инициативу поддержат другие страны (как, например, уже поступил Израиль), в ближайшие годы нас ждет волна честной рекламы.

Более того, гораздо раньше Франции многие марки добровольно отказались от «Фотошопа». Среди них, к примеру, бельевые бренды Airie и Lonely, которые выступают за разнообразие форм, цвета кожи и типов фигуры. Еще один пример — линейка Curve онлайн-магазина Asos. Модели не стесняются целлюлита, неровного цвета кожи, складок и радостно улыбаются, как будто говоря: «Да, я тоже живая!». Славится отказом от фоторедактуры и марка Dove — в поддержку разнообразия красоты компания впервые высказалась еще в 2004 году.

«Ударить» новый закон может в первую очередь по моделям, которым придется проходить еще более жесткие кастинги — ведь теперь нормальную человеческую коленку или не слишком острый локоть уже не поправить в «Фотошопе». Скорее всего консервативным брендам (в первую очередь это касается люксовых марок) проще будет ввести строгий отбор моделей, нежели пересматривать политику компании и привлекать к работе «неидеальные» лица.

С другой стороны, движение в защиту здорового человеческого тела к 2017 году набрало обороты — на подиумах и в рекламных кампаниях все чаще появляются модели старшего возраста, люди с привычными человеческими параметрами и разным цветом кожи. А модельные агентства по всему миру ищут так называемых nodels — людей с неидеальными, но интересными лицами. Массовый запрос на признание разнообразия красоты заставил модную индустрию внести коррективы в показы, лукбуки и рекламные кампании. На этом фоне французский закон о редактуре фотографий — лишь закономерная реакция на этот запрос.
 


Читайте также

Почему заказывать одежду на иностранных сайтах станет дороже

Смотри на Восток: как Запад охватила мода на ислам


 

В случае, если инициативу поддержат другие страны (как, например, уже поступил Израиль), в ближайшие годы нас ждет волна честной рекламы, которая не будет вызывать недоверие или желание сравнить промофото с реальными кадрами из интернета. В первую очередь это сыграет на руку онлайн-магазинам — гораздо проще выбрать платье или пару брюк, имея возможность соотнести собственные параметры с параметрами модели. В выигрыше останутся и производители белья — мало кто из покупателей ассоциирует себя с моделью с идеальным третьим размером груди и абсолютно симметричными формами, не знакомыми с законами гравитации.

А это, кажется, и есть функция рекламы — вызывать доверие у потенциального покупателя.