Ринат Дулмаганов: востребованы те постановки, где может высказаться не только создатель, но и зритель

Как разобраться в многообразии театральных постановок нам рассказал Ринат Дулмаганов — основатель «Дягилевской лаборатории» в Академии российского балета им. А. Я. Вагановой и Продюсерской мастерской в СПбГИК. 

— Посоветуйте, как в многообразии театральных постановок найти самое интересное?

— Наш город является одним из лучших примеров культурного кластера в мире, но как найти интересную постановку, не будучи при этом «профессиональным» зрителем и слушателем — вопрос актуальный. Ведь не каждый, например, готов стать членом Общества зрителей «Театрал». Полагаться на рецензии, публикации, представленные в СМИ, не всегда полезно: к сожалению, часто эта информация грешит приоритетом маркетинга.

Сегодня наиболее востребованы те постановки, где учитывается ваша индивидуальность, где вы находите отклик своим чувствам и мыслям, где может высказаться не только создатель, творец, но и зритель

 В мире fashion существует профессия «имидж-консультант», который помогает составить индивидуальный гардероб, так почему бы не появиться и персональному театральному консультанту, помогающему сориентироваться во всём многообразии сценических проектов. Друзья зачастую обращаются ко мне за этим. А пока, если у вас нет друга-консультанта, только метод собственных проб и ошибок поможет стать настоящим зрителем.

— Что актуального происходит в театрально-фестивальном мире сегодня?

— Сегодня появляется множество проектов, фестивалей, в которых представлены оригинальные идеи, но не факт, что именно они будут определять тенденции будущего. Ведь мы стараемся создавать и передавать зрительному залу всего лишь эмоции, но сами зрительские симпатии нам не дано предугадать. Если бы на свете появился человек, способный спрогнозировать, что станет актуальным и, как будут продаваться билеты на то или иное событие, — он стал бы богачем.

— Как развивается сценическое искусство в Петербурге?

— Сегодня глобализация достаточно серьезно влияет на сценическое искусство: благодаря цифровым технологиям оно становится все более доступным. А ведь 7 лет назад, когда стартовал наш международный проект «Опера-гала. Солисты оперных театров мира в Санкт-Петербурге», он-лайн трансляции классики были в новинку. Мы чуть ли не первыми в стране сделали это, транслируя первое совместное выступление в России Анны Нетребко и Эрвина Шротта в HD-формате в социальные учреждения города. А сегодня в кинотеатре «Аврора» одновременно с публикой из более 70-и стран мира можно хоть каждый месяц смотреть оперные премьеры и спектакли в Live in HD. Мариинский театр транслирует свои уникальные спектакли в сети. Такой формат никогда не заменит «живого» театра, но, тем не менее, стремительно набирает популярность и имеет все больше поклонников.

— Какие проекты сегодня наиболее востребованы?

— Те, где учитывается ваша индивидуальность, где вы находите отклик своим чувствам и мыслям, где может высказаться не только создатель, творец, но и зритель. Поэтому в Петербурге, так же как и в других городах, набирает популярность, например, иммерсивный театр.

— Влияет ли зрительский запрос на сценическое искусство?

— Можно очень коротко отвечу словами великого режиссера Георгия Товстоногова, который говорил, что концепция спектакля лежит в зрительном зале, а я ее только обнаруживаю!

— Профессия продюсер — искусство или бизнес? Возможно ли сегодня появление новых Дягилевых?

— На этот вопрос нет однозначного ответа. Одно известно наверняка: пришло то время, когда без серьезной теоретической подготовки и профессионального практического опыта искусство продюсирования существовать не может. Поэтому, всех кому интересен наш опыт, и кому есть чем поделиться, приглашаю принять участие в ежегодной Дягилевской конференции, которая всегда проходит в один и тот же день — в день рождение С. П. Дягилева 31 марта.

 

Беседовала Мария Яковлева