Кто и зачем делает «Суфлер» — лучшее приложение про театр на русском

Кто и зачем делает «Суфлер» — лучшее приложение про театр на русском

Маргарита Лялинская   4 октября 2017
6 мин
Кто и зачем делает «Суфлер» — лучшее приложение про театр на русском

В начале нового театрального сезона состоялась премьера «Суфлера» — первого сервиса персональных театральных рекомендаций. Time Out поговорил с его сооснователем Андреем Шигаевым и выяснил, почему приложение должен скачать каждый, кто интересуется театром.

— Как вам в голову пришла идея сделать приложение о театре?

— Как это часто бывает со стартапами, поначалу мы решали свои собственные задачи. Мы с женой всегда любили театр, но ходили, в основном, в один и тот же. Когда захотели расширить свой театральный кругозор, то сначала пытались, как обычно, читать разных критиков, но быстро поняли, что полезнее анализировать не рецензии, а отзывы зрителей. Какие-то имена примелькались, из них начала складываться карта, на которой стало видно, что один человек ходит на вот этих режиссеров и в эти театры, а другому человеку ближе те режиссеры и те театры. И наши вкусы больше совпадают со вторым, а не с первым. Стало ясно, что это отличный механизм рекомендаций. Так мы для себя изобрели велосипед — это давно, как оказалось, известный принцип. Вы ставите оценки увиденным спектаклям, и система определяет, какие пользователи, а значит – какие новые спектакли, вам близки.

— Ведь так же работают «Кинопоиск» и IMDB?

— Да, и мы первые, кто полноценно применил этот механизм к театру. Первая версия, которую мы тестировали еще в начале года на широком круге друзей и знакомых, получила очень хороший фидбек. Тогда и решили, что нужно делать на этой базе театральное приложение для массового рынка.

— В чем специфика вашего рекомендательного механизма?

— Он работает по набору факторов, которые можно разделить на две группы. Одна — это то, как другие пользователи оценили спектакли и насколько я с моими оценками похож на этих пользователей. Вторая — то, насколько сами спектакли похожи друг на друга. Это может быть сходство по актерам, по режиссерам, близость школ — и это то, чем занимаются театроведы у нас в команде.

— Каким вы видите вашего пользователя?

— Наш пользователь — человек, которому интересен театр, но совершенно не обязательно, что это заядлый театрал. Задача «Суфлера» — помочь ему сделать качественный выбор за короткое время. Если человек с утра до вечера работает, то у него нет времени читать рецензии, отзывы, искать и ловить билеты на спектакль. Также в процессе создания приложения обнаружилось, что многие не ходят в театр просто потому, что не могут сделать первый шаг: спектаклей много, отзывы на них порой очень разные. Люди делают выбор, ошибаются — и больше не ходят. Один раз человек обжегся, второй раз обжегся, на третий решил, что гораздо проще сходить в кино: и с билетами нет проблем, и с выбором понятнее. И поэтому для тех, кто никогда не был в театре, но хочет открыть для себя этот вид искусства, мы придумали несколько простых, но базовых вопросов, ответы на которые позволят «Суфлеру» сузить выбор и дать рекомендации новичку. Эта функция появится в ближайшем обновлении.

— А если человек часто ходит в театр и обычно сам всем дает рекомендации? Чем ему может быть полезно приложение?

— Театралы получат удобный сервис с систематизированной информацией о спектаклях: их награды, ключевые рецензии СМИ, списки исполнителей, даты показов. Есть новостная лента, пока не очень большая, там мы собираем дайджест прессы по важным театральным событиям, которые видим на горизонте. Сейчас доделываем более развитой билетный функционал — он позволит пользователю вовремя узнать, что на интересующий его спектакль появились билеты. Еще одна из полезных и уже действующих функций — можно отметить заранее купленные билеты, и приложение напомнит вам, когда придет время. Кроме того, для более опытных зрителей мы сейчас разрабатываем режим «Pro». Если в обычном режиме в рекомендациях появляются подходящие вам, но в основном мейнстримовые спектакли с большим количеством оценок, то в «Pro» приложение будет советовать менее известные, но, возможно, более резонирующие с вами постановки.

— Приложение останется бесплатным?

— В ближайшей перспективе — да. Кроме того, что людям нравятся бесплатные приложения, у «Суфлера» есть и социальная функция — популяризировать театр. Мы вообще во многом занимаемся этим проектом, потому что театр — это круто, и это чувство хотелось бы распространить. Многие не знают, насколько умным, стильным и живым искусством является современный театр.

— Тогда каким образом вы монетизируете приложение?

— Сейчас мы зарабатываем на партнерстве с замечательным сервисом BigBilet, с помощью которого можно купить билеты на спектакль, не выходя из приложения. Так что если вы хотите поддержать наш проект, то, пожалуйста, покупайте через «Суфлера» как можно больше билетов — это поможет нам развиваться.

— Реклама будет?

— Реклама может быть в новостной ленте. И мы считаем, что для театров это золотая жила. Во-первых, театры тратят много сил, времени и денег, чтобы создать вокруг себя аудиторию постоянных зрителей. Во-вторых, есть и локальные задачи, когда нужен sold out на конкретный спектакль. Для обеих задач те данные, которые есть у нас, уникальны. Мы знаем потенциальную публику спектакля и даем театрам инструмент для индивидуальной работы с ней.

— А оценки за деньги не будете подкручивать?

— Об этом многие спрашивают, однако для нас это тупиковый путь развития. Во-первых, таргетинговая реклама в ленте гораздо эффективнее. Во-вторых, допустим, что мы подкрутим оценки одному театру и он будет чаще появляться у пользователя в рекомендациях. Человек сходит в этот театр раз-два, ему не понравится — и он перестанет пользоваться приложением. Зачем нам тратить деньги на могучее исследование данных, если мы сами его себе испортим? Простая логика.

— В какую сторону планируете дальше развиваться?

— Работы много. В первую очередь, постоянная доработка рекомендательного механизма и добавление тех функций, о которых я уже упоминал. Затем будем добавлять музыкальные театры. Сейчас отсутствие в приложении ключевых мюзиклов или, скажем, Большого театра воспринимается многими как серьезный минус. Но проблема в том, что, как выяснилось, предпочтения в музыкальном театре — вещь очень специфическая. Ты можешь полностью совпадать с человеком по вкусам в драматическом театре и совершенно не совпадать в музыкальном. Поэтому для рекомендаций по музыкальным театрам будем создавать отдельный режим.

— А что с детскими спектаклями?

— Они у нас уже есть. Мы видим, что если у родителей совпадают вкусы во взрослых спектаклях, то и в детских они тоже будут пересекаться. В будущем добавим для них отдельный фильтр, чтобы было удобнее выбирать.

— Ну и не могу не спросить: будет ли версия для Android?

— Надеемся, что это будет до конца театрального сезона, до начала следующего уж точно. Фактически это разработка еще одного приложения, и пока мы не успеваем просто физически. Но чем чаще мы будем слышать, что мы должны его сделать, тем быстрее сделаем.

 

«Суфлер» в AppStore