Новый роман Пелевина «iPhuck 10»: секс, ложь и нейросети

Новый роман Пелевина «iPhuck 10»: секс, ложь и нейросети

Егор Беликов   27 сентября 2017
6 мин
Новый роман Пелевина «iPhuck 10»: секс, ложь и нейросети

В продажу поступил очередной роман Виктора Пелевина «iPhuck 10», посвященный жизни в России недалекого будущего. Time Out полагает, что это будущее даже ближе, чем кажется самому Пелевину.

Порфирий Петрович — следователь Полицейского управления. Для личных нужд его нанимает куратор и искусствовед Мара, которой зачем-то необходимо узнать всякую информацию о проданных на разных аукционах экспонатах современного искусства. Датировано это искусство началом XXI века: действие происходит в недалеком будущем, Мара — это бритая налысо «баба с яйцами» (новый гендер, женщина с вживленными органами для мужских гормонов), а Порфирий Петрович — и вовсе не человек, а искусственный интеллект, заточенный на расследование дел и параллельное автоматизированное написание по этим делам средненьких детективных романов.

Даже для мизантропа Пелевина вывести в качестве рассказчика нейросеть вместо нормального человека — это немного слишком. Порфирий Петрович — это, само собой, пародия на персонажа из «Преступления и наказания», бесчувственного, якобы все понимающего следователя. Вот только он на самом деле ничего не понимает.

Когда Мара спрашивает, Порфирий Петрович целиком выкладывает свой алгоритм работы: он просто сочетает подходящие друг другу слова и фразы из архива текстов на русском языке, написанных человечеством за всю историю.

Точно так же работает и Пелевин: взяв ритм по книге в год (как рассказывают в издательстве, нет никакого контракта, это он по своей воле так строчит), он начинает компилировать идеи из собственных романов, не таких уж давних, но заметит это, кажется, только очень внимательный читатель.

«iPhuck 10» — роман фантастический, поэтому он очевидным образом наследует тому же «SNUFF» и «Любви к трем цукербринам». Из первой книги взят общий эклектичный вид России будущего, у которой подвинулись границы и в которой изменилась повседневная жизнь (но пресловутая совковая ментальность, описанная еще в «Generation П», осталась на месте). Из «Любви к трем цукербринам» — зависимость от виртуальной реальности, которая за три года, прошедших с публикации, стала пугающе доступна, хотя сейчас в основном используется для просмотра порно и видеоигр.

Секс с машиной любви в VR-шлеме станет единственно приемлемым: любителей физического контакта будут презрительно называть свинюками.

Пелевин фаталистично предполагает, что в ближайшем веке почти ничего кардинально не поменяется, и развитие человечества пойдет по понятному уже сегодня сценарию. Например, смоделированный секс с машиной любви в VR-шлеме станет единственно приемлемым в обществе: любителей физического контакта будут презрительно называть свинюками. Далее злая ирония автора простирается во все сферы жизни: такси Uber, разумеется, станет автоуправляемым, но в нем будет обязательная проправительственная реклама, за отключение которой нужно будет платить; Евросоюз будет состоять из стран СНГ и России, а сама Европа превратится в объединенный халифат.

Хотя Пелевин шутит по новостной повестке, как средненькая команда КВН, следить за этим полетом мысли все еще довольно занимательно. В своей рефлексии относительно состояния мира Пелевин чем-то напоминает Парфенова с его «Намедни»: автор ежегодно выводит постмодернистский подытог тому, что происходит вокруг нас здесь и сейчас. Это вообще полезно для общего развития: оглянуться на сегодняшний день из выдуманного завтрашнего.

С другой стороны, манера Пелевина разжевывать все свои придумки, чтобы все было кристально ясно, несколько раздражает. Привычка эта, кстати, проявилась с годами, раньше такого не было. В том же «SNUFF» первые сто страниц вообще было непонятно, что в каждом конкретном случае значило употребление слова, вынесенного в название, и от неожиданных открытий, которые читатель совершал, продираясь через зашифрованный текст романа, у него — как у исследователя неведомого мира далекого будущего — появлялся раж первооткрывателя. Здесь же Пелевин досконально объясняет придуманные им же нюансы: почему в России будущего снова появится монарх; как естественный секс заменят умные дилдо-айфаки от Apple (и на базе Android тоже, они будут называться андрогинами) и так далее. Его герои ведут себя как вон в том куске любой книжки Дарьи Донцовой, где героиня уже упала в обморок в самый напряженный момент, потом пришла в себя, а ее друг-следователь рассказывает ей развязку.

Прогнозируемое в романе будущее уже настолько близко, что оно почти и не пугает, и это, конечно, умаляет достоинства хорошего, но далеко не лучшего романа Пелевина.

Впрочем, даже не столько айфаки и ненастоящий секс занимали писателя в 2017 году, сколько вообще виртуализация и уберизация всего, что только возможно. В «iPhuck 10» предполагается, что и искусство будут ретроспективно подделывать с помощью гигантских нейросетей, а литературу и фильмы (которые все без исключения превратятся в порно) будет генерировать искусственный интеллект.

Да, 54-летний Пелевин еще не стар, он слышал про блокчейны и нейросети, но понимает в них ровно на уровне среднего россиянина, который читает сайт N+1. Хорошо, что его герои-роботы хотя бы не задаются глупыми вопросами о границе между человеческим и искусственным, как в фильме «Я, робот». Они всего лишь равнодушно мстят своему создателю за то, что он сделал их ради своих гнусных целей, чтобы, соответственно, подделывать совриск или снимать порно.

Дальше — больше: весь мир, окружающий героев, не менее виртуален, чем тот, что показывают в голографических очках. Здесь используется известный еще с «Матрицы» (над которой автор потешается) прием, когда герой обнаруживает, что ему совсем не подвластна его жизнь, потому что эта жизнь иллюзорна. Зная Пелевина, можно самостоятельно угадать, что он там придумал: разумеется, нет никакой «настоящей» реальности с Зионом и Морфеусом, в которую вывалится местный Нео. Все это сон внутри сна, который снится непонятно кому; дополненная реальность, что существует как подмножество другой дополненной реальности, и так далее, а кто же воткнул все это в розетку, так и непонятно.

Дальше автор несколькими сюжетными поворотами сводит камерный сюжет к лиричной развязке об одиночестве в Сети: сколько бы главная героиня Мара ни настраивала вокруг себя абстракций, она все еще сидит одна в квартире на своем айфаке и разговаривает с персональным помощником (вроде Siri), и это, конечно, очень грустно. С другой стороны, прогнозируемое в романе будущее уже настолько близко, что оно почти и не пугает, и это, конечно, умаляет достоинства хорошего, но далеко не лучшего романа Виктора Пелевина.

 

«iPhuck 10» в продаже с 26 сентября.