Театр в виртуальной реальности: как устроен спектакль «Клетка с попугаями»

Театр в виртуальной реальности: как устроен спектакль «Клетка с попугаями»

Маргарита Лялинская   30 августа 2017
4 мин
Театр в виртуальной реальности: как устроен спектакль «Клетка с попугаями»

VR-постановка «Клетка с попугаями» в режиссуре Максима Диденко, которую показывают в зеркальном кубе на Площади Сити, — самая короткая и одновременно самая фантастическая премьера лета. Time Out изучил, как устроен новый театральный формат.

 

Что такое VR?

Технология VR (англ. virtual reality – «виртуальная реальность») позволяет погрузить человека в искусственно сконструированный мир. Надеваете наушники, специальные очки или шлем виртуальной реальности — и обнаруживаете себя в альтернативной вселенной. Если вы когда-нибудь играли в Counter-Strike или другую компьютерную игру от первого лица, то почувствуете сходство: здесь также можно придется крутить головой во все стороны. Но в отличие от компьютерного экрана, очки создают ощущение полной иллюзии реальности, отключают вас от восприятия настоящего мира.

 

 

Публикация от Gladstone Makhib (@gladstonme) Июл 5 2017 в 1:16 PDT

 

Совсем иное дело в дополненной реальности — AR (англ. augmented reality), которую часто путают с виртуальной. Здесь реальный мир никуда не девается, но в него встраиваются цифровые предметы, которые видно на экране смартфона.

Это новый тренд?

Да, и не просто тренд. Футурологи обещают, что VR/AR произведут революцию в способе общения с компьютером. Настоящий бум новых технологий ожидается ближайшей осенью с выходом iPhone 8 – его операционная система iOS 11 должна сделать дополненную реальность частью повседневной жизни. Впрочем, уже сейчас некоторые продавцы недвижимости с помощью виртуальной реальности показывают клиентам их будущие, но еще не построенные квартиры, а Sephora предлагает «примерить» макияж с помощью веб-камеры.

Искусство не отстает от бизнеса: на Каннском фестивале этого года оскароносный режиссер «Бердмена» и «Выжившего» Алехандро Гонсалес Иньярриту представил VR- фильм «Плоть и песок», в котором зритель оказывается в шкуре мексиканского беженца, пытающегося пересечь границу США. Там же в Каннах показали и российские опыты виртуальной реальности — фильмы учеников Московской школы нового кино. До Максима Диденко среди отечественных театральных режиссеров в VR уже отметился Юрий Квятковский, снявший для Сбербанка историю о том, как в один день 1916 года в одной сберкассе встречаются Станиславский, Шаляпин, Ахматова и Маяковский.

Так это фильм или спектакль?

В традиционном понимании — это, конечно, скорее фильм, ведь прямого контакта с актерами нет. И все же новый жанр к театру очень близок. В первую очередь, из-за эффекта присутствия, когда зритель оказывается внутри действия. Кроме того, если в кино нашим взглядом манипулируют оператор и монтажер, то в театре зритель сам решает, на что обратить свое внимание: на актеров, на декорации или на соседа. Та же свобода вам предоставлена и в VR-постановке: можете хоть весь спектакль игнорировать персонажей и разглядывать небо над головой. В более сложных постановках зрителей даже не ограничивают статичной позицией в кресле, а позволяют перемещаться по виртуальному миру — что уже близко к популярным сейчас спектаклям-бродилкам .

 

 

Публикация от Daria Beglova (@dbeglova) Июл 5 2017 в 10:11 PDT

 

«Клетка с попугаями» — это о чем?

Драматург Гоголь-центра Валерий Печейкин вдохновился планами Илона Маска о полете на Марс и сочинил небольшую антиутопию о том, как герой провалил последнее испытание перед отправкой на красную планету. Ему дали клетку с попугаями, а он, услышав крик птенца, лишь набросил на клетку ткань. Равнодушие оказывается непростительной чертой для человека будущего. Несмотря на 8-минутный формат, Печейкину и Диденко удается рассказать полноценную сюжетную историю с развитием, характерами и даже впечатляющей сменой декораций. При этом вы как зритель не просто оказываетесь в гуще событий, но становитесь центром истории. Ведь это вы не помогли попугаям, и именно вас обвиняет взвинченный человек в белом в исполнении Риналя Мухаметова. Оправдаться вы никак не сможете: вам ввели особый препарат и лишили голоса, так что остается только в страхе ожидать развязки. А она будет весьма жестокой, хотя и красивой в то же время.

Спектакль будут показывать на Площади Сити до конца сентября, а при благоприятной погоде, возможно, и дольше.

Что еще можно посмотреть?

Пока мода на виртуальные постановки только зарождается, но, например, уже в конце сентября в Тюмени представят спектакль «В поисках автора» — опыт совмещения спектакля традиционной формы и VR-технологий, в котором в виртуальной реальности сделана часть эпизодов. Что до столицы, то в Театре на Таганке недавно объявили, что запускают функцию VR-билетов и теперь можно будет смотреть спектакли, сидя дома в виртуальных очках.