Знак равенства: как гендерное разделение вышло из моды
© Selfridges

Журналист Таня Решетник рассказывает, почему гендерное разделение в моде перестало быть актуальным и у каких марок искать унифицированные вещи.

Маркетологи и фешн-аналитики пристально следят за социальными переменами в мире. Казалось бы, мода — одна из сфер, максимально удаленных от политики и изменений в обществе. Но это только на первый взгляд. На самом деле, модной индустрии приходится неукоснительно следовать новым правилам и законам общества. В противном случае дизайнер или модный дом будет подвергнут осуждению, а то и всеобщему забвению. Ходить за примером далеко не нужно — вспомните историю с Джоном Гальяно, которого уволили из Dior за антисемитизм.

На фоне постепенного размывания гендерных границ тенденция на максимально простую и унифицированную одежду кажется вполне логичной. Так же как возможность выбирать пол из 70 вариантов на фейсбуке (социальная сеть добавила к мужскому и женскому полу еще 68 вариантов среди которых, например, гермафродит, андрогин, бигендер и другие). Или вовсе ставить прочерк в графе гендер. Или идти не в мужской или женский отдел Zara, а в тот, что оказался ближе, или где вещи понравились больше.


Читайте также

Ароматы, которые напрасно относят к мужским или женским


Купить ладно сидящую футболку или толстовку, свободные брюки или тренч в любом из отделов не возбранялось и раньше — девушки начали осваивать мужской гардероб еще в 20-е годы прошлого века. Теперь правило работает и в обратную сторону — масс-маркет и бренды сегментом повыше выпускают коллекции без четкой привязки к гендеру — джинсы с заплатками, роскошная блуза с рюшами и высоким воротом, юбка с поясом на кольцах — все это выставлено в магазинах без привязки к мужскому или женскому разделу и представлено в двух размерных рядах — побольше и поменьше.

Маркетинговая уловка, которая исправно работала на протяжении столетия, — попытка разделить мир на два вида, розовый и голубой, мягкий и жесткий, нежный и грубый, больше не актуальна. Люди не хотят ассоциировать себя с навязанным набором гендерных качеств. Женщины могут быть сильными, мужчины готовы не скрывать своих слабостей.

За последние пару лет гендерно нейтральная одежда стала более массовым явлением. Одни марки, вроде Zara или H&M, выпускают серии базовых вещей под общим названием Unisex, другие бренды, например. Vetements или Hood by Air в принципе делают одежду, которую можно в равной степени назвать как мужской, так и женской.
 

Где искать агендерную одежду?

Selfridges

Универмаг Selfridges открыл поп-ап стор под названием Agender еще два года назад. В пространство с перечеркнутыми надписями She и He попали худи и свитшоты Nicopanda, куртки и жакеты Ann Demeulemeester, топы Yang Li, деним и футболки. На сегодняшний день поп-ап стор уже не работает, но британский универмаг определенно стоит упоминания, как один из первых магазинов, осмелившийся на такой шаг.

 

Zara

Испанский масс-маркет подхватил тенденцию в начале 2016 года. Тогда компания выпустила серию Ungendered, в которую вошло 16 предметов одежды: джинсы и свободные шорты, свитшоты, рубашки, футболки, свитеры и аксессуары — все в нейтральных расцветках. С тех пор масс-маркет не выпускал новых специальных гендерно-нейтральных серий, но и в мужской и в женской коллекции марки всегда можно найти универсальные вещи без намека на явную маскулинность или фемининность.

 

H&M

Шведский масс-маркет запустил первую внегендерную серию весной 2017-го. Коллекция называлась Denim United и включала в себя 19 предметов гардероба из денима и хлопка: футболки, джинсы и джинсовые комбинезоны, шорты, свитшоты и рубашки. Впрочем, как и Zara, H&M выпускают гендерно-нейтральные предметы гардероба и на постоянной основе: например, спортивные вещи и верхнюю одежду.
 

Telfar

Telfar — американская марка, основанная в 2005 году и с тех пор пропагандирующая одежду унисекс. Лозунг бренда: «It’s not for you — it’s for everyone». И в этом вся суть — Telfar делают максимально простые, но нескучные вещи вроде ярких шопперов, футболок с огромными накладными карманами, открытых топов и цветных полов, вязаных свитеров и свободных брюк. Еще не униформа, но одежда, которая легко может понравится и студенту, и активному пенсионеру. Любого пола.

 

Vetements

Еще одна сравнительно молодая марка, которая играет вне гендерных правил. Коллекции Vetements — это свободные джинсы и футболки с лозунгами, объемные свитшоты, безразмерные пальто и тренчи. Дизайнер марки Демна Гвасалия охотно соглашается на все новые коллаборации (Champion, Dr. Martens, Reebok, Levi’s), а вещи в коллекциях как нельзя лучше подходят под описания гендерно нейтральных.

 

Hood by Air

Дизайнер бренда Шэйн Оливер — яркий представитель luxury streetwear, умеющий смешивать уличную культуру с традиционной высокой модой. Самый узнаваемый предмет марки — свитшоты с яркими, агрессивными принтами. Свободные шорты и толстовки, безразмерные жакеты, огромные футболки запросто можно представить в разделе Agender.

 

Muji

Строго говоря, японская марка никогда не делала громких заявлений по поводу гендерной нейтральности. Но вещи в мужской и женской коллекции марки — практичные дождевики и тренчи, хлопковые рубашки нейтральных расцветок, свитшоты, тельняшки, пуховики и жилетки-дутики — имеют так мало отличий, что могли бы сосуществовать в одном разделе.

 

69 Worldwide

Задорная американская марка, которая позиционирует себя как non-gender. Все вещи производятся вручную в Лос-Анджелесе. В коллекциях преобладают свободные рубашки и топы с лого марки, огромные сумки-шопперы из денима, джинсы-бойфренды, верхняя одежда вроде струящихся тренчей и плащей и комбинезоны — все приглушенных расцветок.

 

Toogood London

Дизайнеры марки черпают вдохновение в традиционной рабочей одежде, превращая стандартную униформу в вещи с интересными деталями и необычным кроем. В коллекции Toogood — объемные бушлаты и длинные пальто, тренчи и плащи, объемные кардиганы и свободные рубашки.