Вечернее чтение: отрывок из книги «Дресс-код. Голая правда о моде»
Мода и Красота

Вечернее чтение: отрывок из книги «Дресс-код. Голая правда о моде»

  24 апреля 2017
3 мин
Вечернее чтение: отрывок из книги «Дресс-код. Голая правда о моде»

В конце апреля в рамках совместной издательской программы Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem выходит книга журналистки Мари Гринде Арнтцен «Дресс-код. Голая правда о моде», в которой препарируется индустрия моды. Time Out публикует отрывок о том, почему вязаная одежда дарит нам ощущение спокойствия, а капюшоны внушают страх.

Одна и та же вещь может одновременно заключать в себе несколько символов и смыслов. Исследователь и историк моды Джоанна Тёрни посвятила одну из своих работ трикотажу и вопросу о том, почему вязаная одежда дарит нам ощущение надежности, уюта и спокойствия. Что самое удивительное: как только у кофты появляется капюшон, восприятие ее сразу же меняется. Такая вещь начинает внушать страх.

В 2005 году руководство одного торгового центра в Великобритании распорядилось не пускать в здание людей в худи. При этом в магазинах спокойно продавались свитера и кофты, имеющие капюшон. Сам по себе капюшон никому не мешал. Запрет был вызван стремлением пресечь так называемое антисоциальное поведение. Все дело в том, что одежду с капюшоном обычно носят подростки, возможно, вовлеченные в преступную деятельность, и уж во всяком случае нарушающие идиллию потребительского рая нецензурными выражениями и неподобающими действиями. Эта новость вызвала бурные дебаты в Великобритании. Можно ли решить серьезную общественную проблему таким путем? Или для устранения подростковых банд все же необходимо принять социальные меры?

Так, смерть часто рисуют в длинном плаще с капюшоном. Злобный Палпатин — лорд ситхов из «Звездных войн» — тоже скрывает голову. Жуткие дементоры в книгах о Гарри Поттере появляются в капюшонах. Белый капюшон — символ ку-клукс-клана.

Тёрни принялась исследовать этот вопрос. Изначально худи относились к уличной субкультуре афроамериканцев. Вместе с тем в истории культуры закрепилась традиция изображать зловещие, угрожающие образы с капюшоном на голове. Так, смерть часто рисуют в длинном плаще с капюшоном. Злобный Палпатин — лорд ситхов из «Звездных войн» — тоже скрывает голову. Жуткие дементоры в книгах о Гарри Поттере появляются в капюшонах. Белый капюшон — символ ку-клукс-клана. Тёрни постаралась выяснить, с чем ассоциируется капюшон в сознании людей. Эта деталь одежды прячет лицо и делает человека неузнаваемым, обезличенным. Впрочем, капюшон не всегда является атрибутом зла. Он как будто специально создан для подростков, преодолевающих непростой этап в своей жизни. И здесь капюшон выполняет одновременно две функции: во-первых, выделяет тинейджеров из обывательской среды, а во-вторых, объединяет их в собственную группу, даря подросткам необходимое чувство принадлежности. Кроме того, балахон с капюшоном позволяет им уберечь от лишних глаз еще не до конца сформировавшуюся личность. Он делает их менее уязвимыми.

Так и получается, что какая-то мелочь — вроде капюшона — становится носителем великих идей. Именно таким образом капюшон превратился в инструмент личной, а также политической борьбы.

Мари Гринде Арнтцен, «Дресс-код. Голая правда о моде». Издательство Ad Marginem / Garage. Перевод: Евгения Воробьева.