лучшие документальные фильмы

25 лучших документальных фильмов всех времен

Дэвид Фиэр, Кит Улич, Джошуа Роткопф   31 октября 2016
1 мин

На этой неделе в прокат выходит документальная лента «Роналду против Месси» — исследование двух противоборствующих фанатских лагерей в мире футбола. Режиссер картины Тара Пирниа специализируется на «звездных» историях: она раскрывала секрет воздействия на людей Джастин Бибер, леди Гаги, Эми Уайнхаус и даже принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Такова магия документального кино – рассказывать о реальности, которая порой интереснее любых блокбастеров. Time Out вспомнил главные шедевры в истории документалистики.

\"\"

25. «Империя» (Empire), 1964, режиссер Энди Уорхол

1/5

Эпохальный киноавангард – вид на Эмпайр-стейт-билдинг длиной в 8 часов.

Восьмичасовой вид на Эмпайр-стейт-билдинг – одним планом, без звука. Но мы бы не осмелились назвать минималистский шедевр Уорхола скучным. Заходит солнце. Манхэттен обволакивает вечер. Архитектура становится почти мифической. С каждым часом у этого застывшего экрана идея режиссера о том, как из бесконечного повторения рождается нечто иконическое, становится все убедительнее. Кажется, такое кино мог бы снять каждый – но в этом и смысл: Уорхол до многого додумался первым.

24. «Средняя школа» (High School), 1969, режиссер Фредерик Уайзман

Исследование порядков в американской школе конца 1960-х.

В свой осмотр обычной школы из Филадельфии Фредерик Уайзман так тонко вворачивает социальную критику, что можно решить, будто «Средняя школа» ограничивается одной лишь темой образования. Но вспомните, что происходило в Америке в тот исторический момент – и неожиданное подавление индивидуализма взрослыми, и фрустрация детей, в которых закачивают несостоятельные ценности, уже перестают казаться такими безобидными.

23. «Гитлер – фильм из Германии» (Hitler – ein Film aus Deutschland), 1977, режиссер Ганс-Юрген Зиберберг

Авангардный портрет Гитлера в смешанной технике театра и кино.

Как средствами искусства правдиво изобразить одно из самых больших чудовищ нашего времени? Ганс-Юрген Зиберберг предлагает почти оперные размах и авторскую браваду. На протяжении семи с половиной часов видный для немецкой новой волны режиссер документирует взлет и падение фюрера, снимая чрезмерный, дерзновенно абстрактный спектакль (с применением кукол, подлинных записей из нацистского радиоэфира, задников-проекций и многого другого). Он запутывает, проблематизирует, и, в конечном счете, просвещает.

22. «Баскетбольные мечты» (Hoop Dreams), 1994, режиссер Стив Джеймс

Главная спортивная документалка всех времен.

Доверительный портрет нескольких юных баскетболистов-мечтателей из гетто – на площадке и вне ее – остается вершиной американской социокультурной антропологии. Стив Джеймс снимал развитие карьер и жизней своих героев на протяжении нескольких лет, и у него получился редкий по эмпатии и персональному вкладу режиссуры фильм. После того, как лента заканчивается, страсти и фрустрации этих парней остаются с тобой… Смотреть прежними глазами на пацанов из ближайшей спортивной коробки вы уже не будете никогда.

21. «Дай мне кров» (Gimme Shelter), 1970, режиссеры Альберт Мэйзелс, Дэвид Мэйзелс, Шарлотта Зверин

Фильм-концерт The Rolling Stones как завещание 1960-х.

Многие называют концерт The Rolling Stones в Альтамонте официальной датой смерти 1960-х, и документалка братьев Мэйзелс показывает, почему. Бэд-трипы преобладают в кадре и до того, как «Ангелы ада» зарежут посетителя концерта – а с ним прикончат и утопические мечты целой эпохи. Выражение лица Мика Джаггера, когда ему показывают видеосвидетельства убийства, до сих пор заставляет леденеть кровь.

20. «Огненное озеро» (Lake of Fire), 2006, режиссер Тони Кэй

Безжалостный отчет об общественном конфликте вокруг абортов.

Снятое в драматичной черно-белой палитре, но далеко не дидактическое кино Тони Кэя – эпохальное исследование общественной битвы вокруг абортов, которое заставит зрителя усомниться в любых собственных убеждениях. У знаменитых борцов за прерывание беременности возникают сомнения; их противники съеживаются под бесстрастным взором кинокамеры. Кэй не щадит никого – включая зрителя: саму процедуру его фильм тоже осмеливается показать.