Нам до сих пор тяжело даются слова «Меня уволили»

Нам до сих пор тяжело даются слова «Меня уволили»

Екатерина Шапошникова   21 июня 2016
6 мин
Нам до сих пор тяжело даются слова «Меня уволили»

Пора начать относиться к факту своего увольнения без извинений, сожалений и лицемерия.

Наверняка в соцсетях и почтовой переписке вы часто сталкиваетесь с этими объявлениями об уходе с работы, написанными фальшиво оптимистичным тоном. Скорее всего, вы сами не раз писали такие. Что-то вроде «пришло время сменить поле деятельности», «было замечательно работать в этой суперпрофессиональной команде», «я вырос за эти месяцы и многому научился», тогда как честнее всего было написать: «Меня уволили». Затем накрывается стол в офисе (это вместо того, чтобы заниматься поиском новой работы и забыть уже о людях, которых никогда больше не увидите), а все вокруг произносят пустые фразы, которые, на их взгляд, характеризуют их как воспитанных людей и лояльных работников. Такое ощущение, что совместное поедание колбасной нарезки все еще связывает вас с людьми, к которым вы привыкли. Но это же чушь.

Понятно, почему люди врут. Они пытаются скрыть собственную уязвимость или, как им кажется, невысокую популярность. Именно поэтому произносят не «он меня бросил», а «мы решили временно пожить раздельно». Не «она поступила со мной как дрянь», а «кажется, мы разные люди» (не то слово!). И, конечно, не «меня уволили», а «я устал заниматься одним и тем же, хочу попробовать что-то новое» (хотя случается и такое). И если в личных отношениях это оправдано хотя бы болью разрыва, то применительно к работе это просто инфантильное желание скрыть от окружающих, что ты оказался не так хорош, не получил очередную пятерку, не стал самым лучшим в классе и тобой могут быть недовольны. Почему-то вы по-прежнему боитесь, «что скажут люди», хотя большинству людей на ваши страдания наплевать, а близкие и так будут на вашей стороне — врете вы или говорите правду, уже неважно.

Увольнение — скорее спасение для вас, чем неудача

Но есть и хорошая новость. На свете очень много людей, Земля перенаселена. Нравиться им всем невозможно, хлопотно, да и незачем. Вероятность того, что ваш начальник окажется именно тем человеком, с которым у вас разные взгляды на жизнь в целом или на конкретную рабочую проблему в частности, довольно велика. Испытывать чувство вины за то, что вы не достигли с кем-то согласия, довольно странно. В этом случае увольнение — скорее спасение для вас, чем неудача. Найдите других людей и попробуйте с ними. Их 6 миллиардов. В любом случае, часто увольнение вообще никак не связано с качеством вашей работы: вы могли попасть под сокращение, новый начальник решил привести свою команду… И так далее. Почему тогда факт увольнения воспринимается вами как личная неудача?


В 2003 году режиссер Вуди Аллен уволил молодую актрису Аннабель Гурвич, сказав ей, что она разговаривает как дегенератка. Девушка не впала в депрессию и ни на минуту не посчитала себя лузершей. Вместо этого она взяла интервью у других актеров, которых увольняли со съемок, и выпустила книгу рассказов «Уволенные. Истории людей, которых выперли, выгнали, выкинули и сократили». Книга имела такой успех, что Гурвич получила контракт на сценарий документального фильма «Меня уволил Вуди Аллен». Это лишь одна из иллюстраций реакции здорового человека на рабочий конфликт. Злость за несправедливое обращение? Да. Желание утереть нос истеричному работадателю? Да. Конструктивный подход к вопросу? Да.

Такое ощущение, что совместное поедание колбасной нарезки все еще связывает вас с людьми, к которым вы привыкли

В том факте, что вас уволили, а не вы ушли сами, торжествующе хлопнув дверью, вообще много плюсов. Во-первых, в этом есть что-то освобождающее. Не вы приняли сложное решение, это сделали за вас. Во-вторых, если вас увольняют, по закону вы получаете компенсацию. Такой оборот куда выгоднее, чем уйти по собственному желанию ни с чем. Также совершенно очевидно, что формулировка, которую вы увидите в своей трудовой книжке — «по соглашению сторон», — ничего не значит. То есть совсем. Все знают, что этими словами смягчают конфликт и увольнение. Так в чем же смысл хранить в секрете тот факт, что вы лишились работы не по собственной воле? Вы не хотите афишировать, что обеспечены на ближайшие несколько месяцев?

Если вы не пришли к соглашению, и работодатель пытается вас выжить незаконным путем, тем более не стоит скрывать это от окружающих — общественное мнение будет на вашей стороне. Большая ошибка считать, что, «воспитанно» прощаясь с осточертевшими коллегами, вы соберете больше сочувствия и положительных мнений о себе. Но люди не дураки, все видят, что вы врете. Более того, все понимают, почему вы это делаете, и причины вашего поведения не вызывают симпатии.


Симпатию как раз вызвала одна девушка, которая честно написала в фейсбуке: «Слушайте, меня уволили, срочно ищу работу, у меня же съемная квартира». Видно, что у человека нет заморочек по поводу собственной вины, она просто решает проблему. Работу она, разумеется, нашла, именно благодаря своей честности. Симпатию вызвала и одна известная журналистка, проработавшая в газете почти полжизни. Она не скрывала, что ее уволили без объяснения причин и в своей узнаваемой грубовато-ироничной манере высказала все, что думает по этому поводу. Позже все журналистское сообщество пересказывало историю, как, подписывая документы в hr-отделе, она встретила уволившего ее начальника. «Здрасьте», — сказал начальник. «(Роскомнадзор) покрасьте!» — весело ответила уволенная. Это вызывает симпатию. Потому что отчаянно весело и по-раблезиански жизнеутверждающе.

Похоже, вы воспринимаете работу как единственную реальность и не видите себя без нее

А вымученные фразы о «большом дружном коллективе» и «бесценном опыте» говорят только об одном. Вы перепутали работу и личную жизнь или заменили одно другим. Вы слишком вросли в коллектив или в дело, которое кажется вам очень важным. Хорошо, если вы космонавт, врач, нейробиолог или сапер — это может быть адекватно. Но если нет, похоже, вы воспринимаете работу как единственную реальность и не видите себя без нее. Поэтому испытываете боль от разрыва, как будто это ваши родственники, а не какие-то незнакомые люди, которые рядом с вами восемь часов кряду сидят, уставившись в компьютер. Вы пребываете в иллюзии, что ничего не стоите без них и дорожите их мнением, как будто это ваша бабушка, воспитывавшая вас с малых лет. И пытаетесь скрыть свою боль и чувство вины за то, что опять разочаровали мамочку (бабушку, дедушку, папочку). За завесой пустых слов и имитацией гипертрофированного дружелюбия прячется отчаянная попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Все что угодно, только не выглядеть жертвой. Не выглядеть обычным человеком, который может оказаться в разных ситуациях. То есть человеком вообще.