Журнал Historicum – будущее тоже станет историей

Журнал Historicum – будущее тоже станет историей

  25 мая 2016
4 мин
Журнал Historicum – будущее тоже станет историей

75 лет назад, ранним июньским утром 22-го числа свершилось нечто, что перевернуло мир многих и многих миллионов людей, ломая их судьбы, отнимая жизни, изменяя привычные понятия. Началась Великая Отечественная война. Эта тема стала главной в июньском номере журнала HISTORICUM. Позвольте представить уважаемым читателям фрагменты статей THEMA PRINCEPS. 

Представляем отрывок статьи историка, специалиста по Второй Мировой войне, автора книги «Штурм Брестской крепости» Ростислава Алиева.

Брест. Накануне.

Последние мирные часы глазами очевидцев с двух сторон Буга.

Брест, 21 июня 1941 года. Вокзал «Брест-Центральный». Только что прибыл московский поезд. Для начштаба 17-го Краснознаменного погранотряда майора Дмитрия Кудрявцева это мгновения настоящего счастья: жена и двое детей снова с ним!

Брест. Песня о любви

По городу ходили упорные слухи, что немцы вот-вот нападут. Чувство гнетущей тревоги, которое в июне не покидало брестских военных, вечером 21 июня достигло апогея.

19.00. Генерал Коробков просит по телефону командование Западного Особого Военного округа (ЗапВО) вывести на боевые позиции дивизии брестского гарнизона. Отказано. Пытаясь отвлечься, он и начштаба 4-й армии генерал Сандалов идут на оперетту «Цыганский барон» в Кобрине. Другое армейское начальство – на концерт артистов белорусской эстрады в Брест. В театре Коробков очень нервничает. Не досмотрев оперетту, они с Сандаловым возвращаются в штаб.

22.00. В брестском парке «КИМ» показывают фильм «Песня о любви», в парке «1 мая» – «Парень из тайги». В крепости сразу несколько кинопередвижек крутят «Чкалова», «Руслана и Людмилу», документальные фильмы «Ветер с Востока» и «Военная присяга». В парке «1 мая» – танцы. Заметно прибавилось молодых лейтенантов: неделю назад в военных училищах прошли досрочные выпуски. «Зеленых фуражек» поменьше – увольнение дали только «отличникам».

23.00. Начштаба ЗапВО генерал-майор Климовских передает Коробкову приказ командующего округом генерала армии Павлова штаб не покидать, соединения в боевую готовность не приводить, вызвать в штаб ответственных работников. Пока все не ясно…

 «От войны с Иванами нельзя ждать хорошего»

«Нас как обухом ударили по голове,– вспоминал связист Ганс Визингер.– От войны с Иванами нельзя ждать хорошего!» «Впечатляет»,– отметил в своем дневнике рядовой Хайнрих Эбенседер. «Будет нелегко, но мы справимся, огневая поддержка сильна как никогда»,– пытался успокоить своих солдат его командир – лейтенант Франц Больс. «Почему мы должны обрушиться на ничего не подозревающих русских и вести войну?» – задавался вопросом рядовой Йозеф Арнрайтер.

Но никто не собирался им отвечать: идет формирование штурмовых групп, уяснение задач. С наступлением темноты роты тяжелого оружия, личный состав левой и правой ударных групп выходят на исходный рубеж. Сообщается о прибытии в полосу правой ударной группы диверсионно-разведывательных подразделений полка «Бранденбург». Они в советской форме: начнут действовать после трех утра, захватывая мосты через реки Буг и Мухавец…

«И начался ад».

…3.10. Над Бугом поднимаются немецкие аэростаты для корректировки огня.

Двое советских пограничников на самой линии границы, проходящей через Тереспольский железнодорожный мост, видят, как к немецкому посту погранохраны подходит «смена часовых». Странно: раньше немцы стояли в начале моста, почти на западном берегу, а в эту ночь переместились к границе и находятся всего в нескольких метрах от «зеленых фуражек». Немцев становится пятеро. Но это не «погранохрана», а спецгруппа для захвата моста. Один из них внимательно смотрит на часы.

3.14. В штабе 4-й армии принимают директиву наркома обороны: «Быть в полной боевой готовности… не поддаваться на провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения». На Тереспольском мосту немецкая «погранохрана» стреляет в советских часовых. В последние секунды ночной тишины этот выстрел слышат все. Плеск упавшего в Буг тела – уже нет.

3.15. «И начался ад» – большинство очевидцев не смогли подобрать других слов: немецкая артиллерия открыла огонь.

Полностью прочитать эту статью можно в июньском номере журнала HISTORICUM. Также в номере: «Самый длинный день. 22 июня 1941 года в дневниках»; «Брест накануне»; «Дорогой товарищ Тито… Как Иосип «прощал» Иосифа»; «Управление гневом: кто из полководцев любил стулья ломать» и многое другое.

Подписаться на журнал HISTORICUM можно по адресу: http://historicum.ru/subscriptionpage