Журнал Historicum – будущее тоже станет историей
Главное

Журнал Historicum – будущее тоже станет историей

  16 мая 2016
4 мин
Журнал Historicum – будущее тоже станет историей

14 мая 2016 года и финал конкурса Евровидение уже стали историей. Журнал HISTORICUM предлагает вниманию уважаемых читателей познакомиться с отрывками материала Олега Мамина. Полностью статью «Песни про ЕВРО» читайте в майском номере HISTORICUM.

Судьба «Евровидения» – классический пример того, как Европа меняет приоритеты. «Западная Европа выиграла «холодную войну», но проиграла «Евровидение» – автор скандального изречения, легендарный ведущий корпорации Би-би-би сэр Терри Воган 35 лет обеспечивал главному песенному конкурсу Европы высочайшие рейтинги в Великобритании. Его язвительные комментарии превращали трансляцию в гремучую смесь «Монти Пайтонов» с Вудхаусом. И британцы продолжали собираться у экранов даже тогда, когда у прочих грандов Западной Европы: Германии, Франции, Бельгии и Голландии – аудитория шоу приблизилась к нулю, а Италия вообще решила бойкотировать сомнительное мероприятие (1997–2010). Судьба «Евровидения»: нарастающий патриотизм новой части Старого Света – бывшего соцблока… классическая притча о детях, которые желают быть счастливы совершенно иначе, чем хотелось бы их родителям.

Песни европейских стран, объединяйтесь

Парад «экономических чудес», «общество потребления», выраставшее на руинах Дрездена, Гамбурга и Ковентри, «революция белых воротничков» … «Евровидение» родилось на свет в 1950-е годы – один из самых позитивных моментов в истории континента, несмотря на все тяготы послевоенного восстановления. Люди, которые по звуку различали истребители и бомбардировщики, ценили свое мирное счастье. И с энтузиазмом строили новую Европу «по любви», а не по принуждению.

Отец-основатель конкурса, генеральный директор Швейцарского телевидения Марсель Безансон, интеллектуал, меломан и коллекционер джаза, вдохновлялся фестивалем в Сан-Ремо, трансляции которого собирали у приемников всю Италию, распрямляя криминогенную кривую. Генассамблея ЕВС в Риме приняла план единогласно. И уже в октябре 1956-го в швейцарский Лугано приехали семь стран, захватив с собой по две песни – первый и последний раз в истории шоу. Все последующие проходили по принципу одна страна – одна песня.

Символ конкурса – Waterloo победил в 1974-м. ABBA ворвалась с ней на вершины мировых хит-парадов. Облегченный глэм-рок, неожиданная, но простая аранжировка и немного северной лирики – этот коктейль в первый и пока единственный раз сделал победителей Евровидения звездами мировой величины. Пример, который с тех пор заставляет сотни групп из «гаража на заднем дворе» штурмовать общеевропейскую дискотеку, несмотря на ее простоватую репутацию.

19 лет вместе: Россия на «Евровидении»

Советских исполнителей «Евровидение» так и не услышало. Хотя шанс был. В 1987-м министр просвещения Веселов всерьез предложил членам Политбюро в рамках разрядки международной напряженности выставить на конкурс Валерия Леонтьева. Но идею приняли в штыки. Даже Горбачев посчитал этот шаг слишком радикальным способом улучшить имидж Советов.

После распада Союза российские представители смогли принять участие в конкурсе только в 1994 году, когда Россия стала полноправным членом Европейского вещательного союза. С тех пор и до 2008 года, когда Билан с роялем и бэк-фигуристом Плющенко все-таки взял эту высоту, «Евровидение» оставалось грандиозным поп-комплексом, навязчивой национальной идеей. На конкурс провожали и встречали всем миром с привлечением тяжелой артиллерии – музыкально-политических ток-шоу Малахова, которые неизменно начинались за здравие («Не посрамим отечество!»), а заканчивались за упокой («Опять засудили!»).

В своем ревнивом ажиотаже вокруг музыкальной премии второй свежести мы отнюдь не одиноки. Та же картина по всей Восточной Европе. Новые комнаты Евродома видят в конкурсе возможность раскрыть пошире свои двери для 125 миллионов человек – средняя телеаудитория конкурса, бывает и больше. Для сравнения: рекордное число зрителей церемонии «Грэмми» не дотягивает до 26 миллионов. По популярности «Евровидение» уступает только открытию летних Олимпиад. И едва ли все эти миллионы перед телевизорами – одни только европейские домохозяйки. Средний вкус – не повод для насмешек на континенте победившей толерантности.

Когда у сэра Вогана спрашивали, как можно было терпеть «Евровидение» почти четыре десятилетия подряд, он отвечал: «Нелепые тексты и плоские мелодии компенсировались зрелищностью и грандиозной дурашливостью всего этого действа. Они напоминали мне простую человеческую жизнь».

Всем желаем добрых и солнечных весенних майских дней вместе с HISTORICUM!

И помните – будущее тоже станет историей.

Подписаться на журнал HISTORICUM можно по адресу: http://historicum.ru/subscriptionpage