Петербург
Москва
Петербург
Выставка «Прибытие кино в Россию»

Выставка «Прибытие кино в Россию»

16 декабря в музее Фаберже состоится торжественное открытие выставки «Прибытие кино в Россию», посвященной зарождению кинематографа в России. 

От немого кино и первых киносъемок до расцвета советской монтажной школы 1920-х годов – экспозиция помещает посетителей выставки в исторический контекст эпохи и позволяет не просто увидеть фильмы столетней давности, но понять и почувствовать как воспринимали кинематограф его первые зрители.

Выставку «Прибытие кино в Россию», с которой в России начнется программа событий, посвященная году кино, откроет Федор Бондарчук, российский режиссер, актер и продюсер, председатель секции «Кино» Санкт-Петербургского Международного Культурного Форума.

Экспозиция строится вокруг четырех ключевых событий. Случилось так, что прибытие в Россию кинематографа братьев Люмьер совпало по времени с коронацией последнего русского царя, которую Люмьерам повезло заснять. Поэтому 1896 год становится узловой датой первой части выставки. При этом кино проникает в Россию как бы с двух сторон: официально-торжественной (съемки коронации) и развлекательно-коммерческой (показы люмьеровских фильмов в кафешантане Шарля Омона на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде). Репортажи о последнем написал для нескольких газет Максим Горький. Вместе с писателем зрители смогут погрузиться в атмосферу киносеансов Люмьеров и почувствовать себя участниками первых киносъемок.

Вторая часть экспозиции переносит посетителей в следующее десятилетие, где репертуар русского кино несколько расширяется. Наряду с официальной хроникой, в прокате появляется множество видовых картин (серия «Живописная Россия»), а также первые игровые фильмы, снятые преимущественно французскими операторами и режиссерами на русские исторические или фольклорные сюжеты («Понизовая вольница», «Смерть Иоанна Грозного»). Сами сюжеты пока второстепенны: на первом плане – костюмная экзотика и красота видов; смысл происходящего в кадре объясняется в многословных надписях. 

Время Первой мировой войны, которому посвящена третья часть выставки, становится золотым веком русского дореволюционного кино. В силу исторических обстоятельств – часть бывших конкурентов оказались неприятелями, а союзники-французы отрезаны военными фронтами – российский кинорынок оказался в распоряжении русских кинофирм. В ходу у русских режиссеров – салонные мелодрамы, роскошные декорации, медлительные жесты, Вера Холодная замирает в тщательно выстроенных мизансценах – в пику суетливому и поверхностному Западу. Такова доктрина «русского стиля», и жить ей остается до 1917 года – гибели империи и смерти режиссера Евгения Бауэра.

Для пришедших ему на смену молодых режиссеров, питомцев Октября и Мейерхольда, эстетика дореволюционного кино была уже слишком традиционной. Новая эпоха отказывается от установки на театральность и литературность: главное в фильме – не сами сцены, а комбинация кадров, монтаж. Цель фильма – не рассказ и даже не показ, а эффект, удар по восприятию кинозрителя. Так свою теорию монтажа формулирует Сергей Эйзенштейн. В 1927 году удар пришелся по Зимнему дворцу: брать его пришлось сразу нескольким режиссерам для юбилейных картин. В «Октябре» Эйзенштейна матрос с корабля «Амур» громит дворцовую спальню царицы. Великая эпоха русского немого кино, начавшись с коронации последнего императора Люмьером, кончается взрывом пуха и перьев в его опочивальне. Еще чуть-чуть и новый технический прорыв – звуковая дорожка – подорвет искусство немого кино.

В экспозиции выставки, помимо воссозданных декораций и интерьеров ключевых фильмов, будут показаны и сами киноленты. Музыкальное сопровождение, от стрекота проектора до оркестровой музыки Эдмунда Майзеля и голоса Александра Сокурова, дополнит атмосферу немых киносеансов. Паракинематографические артефакты: афиши, плакаты, монтажные листы украсят картину прибытия кино в Россию.

В период работы выставки в лектории Музея Фаберже пройдут лекции известных киноведов, посвященные истории кино, а также серия мастер-классов для детей по изготовлению оптических игрушек.

Выставка продлится до 14 января 2016 года.

13 декабря 2015
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация