Итоги года: "ГлавClub" | Город | Time Out

Итоги года: «ГлавClub»

Макс Хаген   8 декабря 2014
8 мин
Итоги года: «ГлавClub»
Осенью в концертной жизни города произошел дворцовый переворот. Возвращенный «Главclub» материализовался не абы где, но прямо в Ленинградском дворце молодежи – месте рок-силы 1980-х. По просьбе Time Out промоутер Илья Бортнюк развернул несколько исторических страниц ЛДМ, а арт-директор «Главclub» Константин Клюшев осветил перспективы старого нового заведения.

Илья Бортнюк, промоутер, директор компании «Светлая музыка»:
Во Дворце молодежи я впервые оказался классе в восьмом: мы поехали на дискотеку. Они проводились в разных ДК, но «крутой» считалась именно эта. Дворец молодежи был центровым местом, там был зимний сад – в этом было что-то западное, привлекавшее всяких мажоров, фарцовщиков и, само собой, любителей музыки. Был бар, в котором продавались коктейли, что тоже было элементом «западной жизни». Был гриль, и по ЛДМ все время распространялся приятный запах жареного мяса. Крутили здесь и Duran Duran, и The Cure, и Modern Talking. Конечно, и классический рок – Deep Purple, The Beatles, The Rolling Stones. Проходила любая музыка, отличная от того, что играли по телевидению и трех кнопках на радио. Хотя ставили и советские хиты, тогда еще действовало указание ВЛКСМ о запрещенных группах, но его все равно как-то обходили. Песня обязательно объявлялась: «А теперь старый любимый рок-н-ролл… А теперь медленный танец…»
Первый реальный концерт, который я здесь посмотрел, состоял из двух отделений: группа «Секрет» и группа «Пикник» – интересное сочетание. И это было одно из первых выступлений «Секрета»; мне дико понравилось, яркое впечатление. С 1985 по 1986 годы в ЛДМ проводились, наверное, одни из лучших концертов. Билеты сюда достать было сложно. Нужно было ехать с утра, вставать в длинную очередь и надеяться, что тебе хватит. В какой-то момент моя мама нашла знакомую, у которой тоже была знакомая в билетной кассе ЛДМ, и проблем у меня больше не было: я мог попадать на все интересующие меня концерты. А их было великое множество: «Кино», «Аквариум», «Зоопарк», «Поп-механика», первые в Ленинграде концерты «Браво», «Звуков Му», «Бригады С». Помню, что был еще на творческом вечере Андрея Макаревича. Практически все, что случалось интересного, проходило здесь. Я старался не пропускать ни одного концерта и минимум раз в месяц на что-то ходил.
Однажды случился забавный момент, кажется, на одном из фестивалей. В ЛДМ внизу гардероб и туалет, я спустился вниз – а там картина почти как из «Ассы». Стоит Виктор Цой в легком подпитии, улыбается, а рядом тетка-администратор выговаривает ему – курил он, что ли. Выговаривает, выговаривает и уже почти начинает милиционера вызывать. Я подошел, говорю: мол, отпустите, это артист, которому выступать надо. Каким-то образом я его отмазал, она поверила, милицию звать не стала. Цой так же благодушно и ушел. А потом каждый раз, когда мы с ним пересекались на других концертах, улыбался и говорил «спасибо».

Апофеозом стал 5-й фестиваль Ленинградского рок-клуба в 1987-м. Это был «бест», выступали все. «Кино» впервые полностью представило альбом «Группа крови» – с двумя басистами и двумя барабанщиками – Густав и Африка. На этом же фестивале выступали «Аквариум», ДДТ, «Аукцыон», «Игры», Башлачев. Это фестиваль был последним перед последовавшей музыкальной перестроечной истерией. Я в 1987-м ушел в армию, «Кино» были популярными, но еще не до такой степени. А когда вернулся, это уже концерты в СКК и вся страна их слушает. Со всеми группами так произошло. А тот фестиваль успел пройти в момент, когда эта рок-история еще не стала достоянием масс. Он длился три или четыре дня, по пять-шесть выступлений. Это называлось фестивалем, но в современном понимании ничего фестивального там не было, скорее серия концертов. Но была атмосфера, и это было очень круто.
Зал в ЛДМ был сидячий, и даже на супердрайвовых концертах типа «Браво» «рокабиллы» танцевали разве что в боковых проходах. Их, впрочем, все равно пытались усадить. Такое случалось почти всегда. У «Аквариума» однажды был дико драйвовый концерт, с Ляпиным еще – они играли электрическую программу, чуть не панк – и зал встал уже на второй песне.
В 1991-м, на волне клуба TaMtAm, у меня возникла идея сделать фестиваль. Естественно, был выбран ЛДМ – других мест было не представить. Я нашел партнера, странного персонажа по имени Саша, который был тогда директором модной группы «Дурное влияние», игравшей подобие готик-рока. Само понятие «фестиваль» в 1991-м было очень странным. При этом Саша нашел спонсора, фирму «Элви», которая даже непонятно чем занималась, но дала денег. Информационным спонсором мы взяли станцию «Радио Рокс», еще московскую. Пришли в ЛДМ, договорились. Работать с администрацией было вполне легко. Фестиваль проходил два дня, каждый день выступало по шесть-семь самых актуальных на тот момент групп: «Дурное влияние», «Никогда не верь хиппи», «Солус Рекс», «Пупсы» – из них потом появилась Tequilajazzz, первый концерт «Нож для фрау Мюллер» именно с таким названием. Вся грядка нового построкклубовского поколения артистов. Было здорово, даже настоящая драка случилась, менты вмешались, а потом мне пришлось им платить по паре рублей «на лечение». Группы все играли бесплатно, аппарат кто-то нам дал, расходы были минимальные, хотя и надо было платить за аренду. В итоге мы даже что-то заработали.

В 2001-м я работал в компании «Гала Рекордс» и полностью занимался альбомом «Ленинграда» «Дачники». Я решил делать группе большой концерт – конечно, в ЛДМ. Других вариантов с тысячными залами не было. Надо понимать, что до этого самые большие концерты «Ленинграда» проходили если и не в «Грибоедове», то разве что в немного более крупных местах. Даже от клуба «Спартак» отказывались. Если честно, я сильно боялся: ясно, что группа классная, но что с народом, предсказать было трудно. Сначала билеты продавались очень плохо, но за три-четыре дня до концерта вдруг их стали разбирать, а за два дня их уже не было. Вечером, когда уже был солд-аут на тысячу человек, у дверей скопилось еще столько же людей, в надежде купить билеты на месте чуть двери не сносили, пришлось усиливать охрану. И это был концерт, на котором никто вообще не садился, народ стоял на ушах, нам потом пришлось платить за сломанные кресла. Для того момента это был крупный успех. Потом я слегка расслабился, а за это время с «Ленинградом» кто-то уже договорился о концерте в «Юбилейном» – и туда пришло уже 9000 человек. Такая ситуация.

С точки зрения посетителя, если честно, я не знаю, что может ждать «Главclub» в ЛДМ. Понятно, что все зависит от артиста: на желанный концерт ты пойдешь куда угодно. Но если возникнет вопрос, идти или не идти, то сразу встает проблема доступности – от метро далеко. На мой взгляд, в Петербурге сейчас больше похожих концертных площадок, чем требует рынок. Все пытаются выбрать какие-то свои ниши – хотя в сегменте залов на 2–3 тысячи человек это трудно: приходится брать все, здесь не до жиру. Выживет тот, у кого лучше репертуар. Но на одних билетах все это не работает. Важная часть выживаемости таких залов – это бренды, которые дают маркетинговый бюджет. Думаю, что в ближайший год-два часть таких мест закроется. И, наоборот, откроются клубы мест на 300–400. С другой стороны, понятно, что и «Главclub», и «Космонавт» будут проводить концерты и для такого количества людей.

Константин Клюшев, арт-директор «Главclub»:
Для города ЛДМ – культовая площадка. Но появление здесь «Главclub» – скорее совпадение, специально мы это не планировали, хотя рады, что открылись именно в этом месте. В переформатировании зала самым сложным было «стряхнуть пыль», которая осталась от Дворца молодежи, и превратить его в заведение, способное конкурировать с аналогичными площадками. Но атмосфера, которая была в старом «Главclub», сюда перенесется, я убежден – в первую очередь благодаря артистам, которые здесь будут играть. Да и аппарат у нас лучший по качеству, практически 100% – это новая техника. Предстоит еще большой объем работы, связанный с акустическими особенностями зала. Будем улучшать сервис: каждый пришедший на концерт должен остаться довольным и возвращаться даже на незнакомых артистов. Думаю, что весной 2015-го площадка задышит полной грудью. Уже забиты концерты «25/17» и Lamb, расписание заполняется. Основным инструментом в борьбе за место под солнцем будут иностранные артисты и крупнейшие российские имена. С этой задачей мы справимся.

 

Три факта о ЛДМ:

Студия ЛДМ стала одним из мест, где ковался ленинградский рок. Здесь записывались пластинки «Отечество иллюзий» «Телевизора», «Как я стал предателем» «Аукцыона», в этих стенах работали АВИА и «Игры». Н.О.М. и вовсе достойны мемориальной доски: в конце 1980-х – начале 1990-х на студии ЛДМ был записан золотой фонд группы – «Брутто», «К чортям собачьим» и «Супердиск».

 

Будучи одним из немногих для своего времени концертных залов-тысячников, ЛДМ приходилось справляться с самыми разными артистами. Именно здесь впервые в России выступили Muse, а Laibach хлебнули свою долю официоза. С конца 1990-х по 2005-й в ЛДМ проходили фестивали SKIF. Пространства Дворца молодежи позволяли вместить несколько сцен. На площадках поменьше оттачивала умение молодежь вроде «Animal ДжаZ», ПТВП или Zelany Rashoho. Главный зал собирал толпы на выступлениях Терри Райли, Терстона Мура, Сайнхо Намчылак.

 

В настоящий момент кроме «Главclub» в ЛДМ расположены гостиница с понятным названием «ЛДМ-Отель», ресторан, одноименный бизнес-центр с полусотней арендаторов, автосалон, спортивный и теннисный клубы. В ЛДМ находятся штаб-квартиры «Европейской медиа-группы», Федерации бильярдного спорта и даже Международной ассоциации ветеранов ВМФ и подводников. Реальной молодежи, кроме клубных развлечений, осталась возможность записаться в детско-юношеский морской центр «Гардемарины».