Петербург
Москва
Петербург
Что скрывается под «Маской»

Что скрывается под «Маской»

Главная театральная премия России не только отбирает и награждает лучших, но и продюсирует многочисленные гастроли

Андрей Пронин рассказывает о спектаклях-победителях «Золотой маски», которые приедут на петербургский фестиваль в декабре, и о номинантах, готовящихся защищать честь города на московском фестивале-конкурсе будущей весной. 

Вечер балетов Иржи Килиана
Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, в просторечии «Стасик», по праву гордится своим хорошо налаженным сотрудничеством с выдающимся хореографом современности Иржи Килианом. Чех по национальности, Килиан в 1968 году, как многие, покинул родину, до 1975 года танцевал в Штутгарте, а затем перебрался в Нидерланды, где стал сочинять танцы. Его абстрактные одноактные балеты полны метафор и скрытых смыслов, недаром Килиана называют философом от хореографии. «Маленькая смерть» и «Шесть танцев» были поставлены Килианом четыре с половиной года назад и получили «Золотую маску – 2011» как лучший спектакль в балете. Теперь в один вечер с ними танцуют и «Бессонницу», которая боролась за «Маску» в прошлом сезоне, но не столь успешно.
8 декабря, Мариинский-2, ул. Декабристов, 34

Cosi fan tutte

Эта гастроль гарантированно взбудоражит не столько театральную, сколько музыкальную общественность. Пермский театр оперы и балета давно и успешно возглавляет дирижер Теодор Курентзис. Во времена, когда Пермь претендовала на звание «культурной столицы» и пыталась аккумулировать все завоевания современного искусства на своей территории, Курентзиса переманили из Новосибирска. В Петербурге, впрочем, многие считают сумасшедше талантливого грека земляком: здесь он учился в Консерватории у Ильи Мусина, здесь тусовался с известными фигурами музыкального андерграунда. Моцарт в исполнении оркестра Курентзиса звучит непривычно. Дирижер применяет к партитуре принципы «информированного исполнительства» барочной музыки и играет ее на аутентичных инструментах: жильные струны и прочие чудеса. Спектакль в прошлом году получил «Маску» за… Догадались? Лучшую работу дирижера, конечно.
9 декабря, Михайловский театр, пл. Искусств, 1

«Добрый человек из Сезуана»

Для худрука московского Театра им. Пушкина Евгения Писарева этот спектакль был риском. В театр, который принято считать развлекательным, пригласили режиссера Юрия Бутусова, чьи спектакли, полные неожиданных ходов и алогичных решений, никак не назовешь салонным зрелищем. Да и материал – притча Брехта – был выбран бескомпромиссный. Бутусов остался верен себе, даже оказался мрачнее обычного, о комфорте зрителей заботился мало: например, не стал переводить на русский немецкие зонги, звучащие в пьесе. А еще он отказался искать в пьесе социальное звучание, а поставил ее как свободный от конкретного времени и пространства реквием. Реквием по доброму человеку, который всегда слаб, чтобы противостоять подлости окружающего мира. Сыгравшая главную роль Александра Урсуляк проявила такую самоотдачу, что порою кажется, будто эмоциональное напряжение, которое она испытывает на сцене, находится за гранью человеческих возможностей. Более чем заслуженная «Маска» за лучшую женскую роль.
10, 11 декабря, БДТ им. Товстоногова, наб. реки Фонтанки, 65

«Евгений Онегин»