Исследование Time Out: Как выжить писателю в России? | Главное | Time Out
Главное

Исследование Time Out: Как выжить писателю в России?

  5 ноября 2014
1 мин
Писательство в стол – красивая, но все же легенда. В наше время любой человек, ступивший на путь сочинительства, уже мечтает, как будет держать свою книгу в руках или рассматривать на полках магазина. Писателю необходимо внимание и еще деньги, а лучше и то и другое сразу и много. Но это исключение из правил. Текст: Валерий Постернак
\"\"

1/3

Гонорар за книгу


Выжить на гонорары от книг девяноста процентам тружеников клавиатуры не только затруднительно, но попросту невозможно. Даже если автору повезло и его дебютный текст взяли в именитое издательство, надеяться на гонорар больше 30–40 тысяч рублей не приходится. Но и этого могут не дать – только роялти. Так что если автору предложили 30 тысяч, считай повезло, и в тебя хоть немного, но верят. Если писатель сам прорвался в издательство, то вся сумма его – живи, твори, строй планы. Но вообще, большинство рукописей, которыми начинающие авторы заваливают редакторов, без стеснения выбрасываются в корзины в лучшем случае после прочтения первых строчек. Неважно, что на создание «шедевра» ты потратил пять лет и что следующую книгу, возможно, осилишь года через два-три, – твои проблемы.


Чаще всего текст попадает в план издательства через агента, который знает, кому и как показать рукопись. Хорошим агентам верят – весь хлам отсеивается уже на их стороне. Но автор должен быть готов к договору с агентом, по которому от суммы гонорара придется отрезать кусок от 15 до 30 процентов, как договоришься. Неопытные авторы чаще всего думают, что агенты – это такие паразиты на теле мучающегося в творческом экстазе творца, что является глобальным заблуждением. Часто понимание приходит, когда уже никто с тобой работать не хочет.


Гонорар за очередную книгу сильно зависит от продаж предыдущей, но в большинстве случаев автору расскажут, что тот роман надежд не оправдал, покажут отчеты, в которых будет написано: продано 300 экземпляров, и если продолжат сотрудничество, то сумма будет все на том же уровне 30 тысяч рублей. Так может продолжаться до бесконечности. Кто-то обещал, что ты станешь звездой?


Иногда происходит чудо: книга, пусть и не победила, но попала в номинацию престижной премии, про нее хорошо написали в журнале «Афиша», по ней сняли сериал, читатель взволновался и пошел строем в магазин. Издатель такие моменты тщательно отслеживает, а еще лучше следит агент, который при следующей сделке обязательно перечислит все по пунктам, если вдруг издатель вздумает разыграть амнезию. В таком случае гонорар за новый роман – предмет торга и сопоставления выданных обещаний и надежд издателя. Сумма может колебаться от 80 до (страшно представить) 200 тысяч рублей. Дальше в той же последовательности. Автор становится известным, издатель решается на долгосрочный контракт на будущие книги и переиздание предыдущих, сумма гонорара может доходить до 500 тысяч рублей, а то и больше. Но хочется сразу опустить мечтателей на землю: таких случаев в новейшей истории русскоязычной литературы по пальцам пересчитать. К тому же книгоиздательство в России не существует в вакууме и так же сильно зависит от общей экономической ситуации: в 2014 году гонорары даже для «больших» авторов сильно уменьшились.



Роялти


Лучше забыть об этом слове и уж точно не строить на его основе финансовые планы. Отчеты о проданных книгах автору будут присылать исправно, но чтение их способно лишь испортить аппетит. На этом этапе от литературного бизнеса отваливается значительная часть творцов, но есть те, кто мужественно идет дальше. Стоит понимать, что издатель начнет что-то откусывать в пользу писателя от проданных экземпляров только тогда, когда полностью покроет уже выплаченный гонорар. Дальше стоит рассчитывать на стандартную цифру в 10 процентов, для «больших» – 20–25 процентов. Никогда не смотрите на ценник в магазине: роялти будут считать от отпускной цены издательства – часто она в три раза меньше. Конечно, многое зависит от договора, который писатель подписал (и давно забыл, что там было), и тут вот без хорошего и опытного агента никуда. Но проблема еще в том, что как раз опытных и хороших агентов в России кот наплакал, и с этим придется смириться, как и с мифическими роялти. Верный способ заработать на роялти – написать гениальный вневременной роман, который будет вызывать интерес многие годы и очередное подрастающее поколение обязательно захочет купить и прочесть, книгу включат в школьную программу… Рецепт достаточно простой, но многие авторы почему-то им не пользуются.