"В БДТ нас сразу предупредили - никаких провокаций" | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

«В БДТ нас сразу предупредили — никаких провокаций»

Стефания Берналь   3 июля 2014
6 мин
«В БДТ нас сразу предупредили — никаких провокаций»
Украинки Dakh Daughters штурмом взяли петербургскую публику: сначала со сцены БДТ, затем в «Эрарте» в компании театра АХЕ, этим летом девушки выступят на фестивале Stereoleto. Стефания Берналь встретилась с участницей фрик-кабаре Соломией Мельник в Киеве и выяснила, чьи же это все-таки дети.

Как вышло, что на фоне известных событий Dakh Daughters сотрудничают с российским государственным театром БДТ? Иные украинские группы не пускают в Россию просто за то, что они выступали на сцене Майдана.

Дело в том, что Dakh Daughters — полтора года, но мы 11 лет работаем в театре ДАХ, которому уже 18 лет. Владислав Троицкий, основатель театра, известен по всему миру. Мы в России не раз уже были на гастролях в составе театра. Поэтому у нас неплохой бэкграунд, неправильно думать, будто мы — молодая группа из Украины и вдруг выступаем в БДТ. В России есть уважение к Владиславу, его продукту и, собственно, сам Могучий пригласил Влада сделать совместный проект. А Влад предложил ему Dakh Daughters. 

Расскажете про театр ДАХ поподробнее? 

Это называется — Центр Современного Искусства ДАХ. Владислав придумал такую форму — отель искусств. Это место, где люди могут спрятаться от обыденности, поговорить об искусстве, поделать его, потворить. Для себя я понимаю ДАХ как место, где люди могут спрятаться от мира, где ты свободен, тебя учат чему-то. 

А как вы туда попали?

Мы вместе учились в университете Карпенко-Карого (Киевский национальный университет театра, кино и телевидения, прим. ред.), а Владислав пришел к нам преподавать на первом курсе. И сразу забрал нас к себе в театр ДАХ. Отчего нам начали все завидовать. Мы даже экзамены сдавали уже в театре готовыми спектаклями. Очень нас гнобили за это, говорили, что мы хотим поменять систему. Но Влад очень правильно сказал, что человек не может научиться плавать в бассейне, в котором нет воды. Мы должны были сразу учиться в реальных обстоятельствах на сцене. И так мы начали свой творческий путь. Начали ездить на фестивали, гастроли. Мы делали не только спектакли, мы занимались перформансами, разными акциями.. 

 

Как родился проект Dakh Daughters?

В рамках ДАХ есть большой проект — «Гогольфест», мы, команда театра, участники и соучредители. И полтора года назад мы в рамках фестиваля делали спектакль «Школа не театрального искусства». Мы импровизировали, сочиняли музыку, и одна из участниц театра актриса Анна Никитина посмотрела со стороны и сказала: «Слушайте, так похоже на кабаре, у меня детская мечта, давайте что-то такое сделаем». В тот момент мы с театром направлялись на гастроли в Париж со спектаклями. Выступали в театре Сильвии Монфор и Theatre de la Ville. Мы давно знакомы с директором Theatre de la Ville, очень с ним дружны и попросили разрешения после спектакля в холле театра сыграть маленький концерт в подарок зрителям. Он разрешил, и мы за неделю до гастролей сделали экспромт — концерт на полтора часа — в театре ДАХ для своих. Все нас прекрасно приняли, мы решили делать дальше. Поехали в Париж, отыграли трехчасовой спектакль, потом быстро переоделись, загримировались и отыграли в холле для парижан свой второй в жизни концерт. Тоже здорово пошло. В Киеве — для друзей, в Париже — для искушенной публики в вечерних платьях. И там и там нас приняли очень тепло и пошли на диалог. Мы поняли, что это не шутка, не прикол, это серьезный продукт, который нужно развивать. В тот момент к нам присоединился Троицкий, который придумал образ, название, начал с нами работать как режиссер. 

А у вас актерское образование, музыкального нет?

У всех по-разному. Нас семеро и у каждой своя история.  Мы все очень разные, разношерстные. Но у Троицкого есть такой дар — увидеть в каждом то, что в нем есть и вытягивать это потихонечку. Тем более что у нас у всех в генах есть такая ведьмовская энергия, сила. 

Расскажите про Питер. Нравится город?

Красивый город. Со своей энергией. В Петербурге нет ощущения, что ты в России. И не в России, и не в Европе — это какая-то другая планета. Конечно, теперь, перед каждым путешествием в Россию, мы переживаем. Попадаются разные люди, встречаются агрессивно настроенные. Но нам везет, нас окружают понимающие люди. Обычно после своих концертов и спектаклей мы выносим украинский флаг на сцену, еще до революции так было, мы дети Украины. Но в БДТ нас сразу предупредили — никаких провокаций. Мы не хотели подставлять местных ребят, так что флаг мы не выносили, ничего такого не делали. А наши питерские друзья возили нас всюду на машинах с надписями «за Навального», и в финале концерта в «Эрарте» сами принесли нам украинский флаг. Это было очень тепло.

 

Ваш клип «Донбасс» сильно поспособствовал популярности — планируете новые видео? Или студийную запись?

Сейчас делаем клип, который пересекается с нашим театром. Мы играем такой спектакль — «Собачья будка вид сверху вид снизу». Там тексты Софокла в переводе Ивана Франка и много текстов украинских драматургов и современных. Это такой спектакль-тест для украинцев. Он был создан для того, чтобы пробудить в людях чувство патриотизма и показать, что нужно проснуться, что бы произошла самоидентификация. Там сложные декорации, это такая большая клетка, сделанная в два уровня. В первом акте зритель смотрит сверху, мы находимся внизу, под клеткой, и передвигаемся согнувшись, фактически вприсядку, а во втором акте все меняется. Зритель переходит вниз, а мы играем наверху. В первом акте зритель смотрит на то, как может жить отчаянный социум на дне, а в другом акте мы их отправляем на дно, а сверху показываем как может быть на самом деле, какие есть еще миры. У нас есть прекрасная девушка в команде, наш звукорежиссер и носитель идей Ирина Скрипченко, она придумала, что в этих декорациях нужно делать клип. Ее муж —  очень крутой оператор, он, кстати, сейчас был в Каннах, снял фильм с Лозницей про Майдан. Они уже несколько раз снимали спектакль, существовали с камерами среди нас и зрителей. И в клипе будут использованы кадры из спектакля и песня, которую мы тоже в этих декорациях снимали. Делаем, ждем, монтируем. Это тоже будет live, акустика. Никакой студии. Мы вообще пока не понимаем, как на студии записываться. Но мы хотим пластинку записать, а лучше сделать DVD, потому что Dakh Daugthers — визуальная история. Нам нужно время, у нас сейчас волна пошла. У нас нет отдыха вообще. С одной стороны радостно, а с другой стороны иногда хочется полежать поплевать в потолок. Но недолго, на третий день понимаешь, что заплевал себя уже настолько, что скукота начинает тебя уже съедать. Уже есть творческая инфекция в организме, уже не можешь без этого.