Аллея славных | Город | Time Out

Аллея славных

Михаил Рудин   20 мая 2014
5 мин
Аллея славных
Богема в наше время уже не та, современный шик – заимствованный и подражательный. Time Out выбрал десять петербуржцев прошлого с уникальным, самобытным стилем жизни и творчества.

Матильда Кшесинская
В конце XIX века в Петербурге не было сплетен злее, чем о приме Мариинского. В 18 лет она познакомилась с будущим императором Николаем II. Их роман продлился четыре года и оборвался, когда Николай помолвился с Алисой Гессенской. Он купил для нее дом на Английском проспекте, в котором гостил в компании сыновей великого князя Михаила Николаевича. Князь Сергей Михайлович, просил ее руки, но она отказала ему в пользу князя Андрея Владимировича. Кшесинская сама не была безгрешной; агрессивная карьеристка, ярая противница гастролеров на сцене Мариинского, интриганка.

Александр Введенский
Обэриуты в двадцатые были наследниками авангарда, культурной модой. Введенский в отличие от близкого друга Даниила Хармса не брал эпатажем, был скромен и носил костюмы, но Хармс безжалостно рассекречивает его: «Это болтун и азартный игрок. Мясо не ест и женщин не любит. Хотя иногда любит. Кажется, даже очень часто». А Анна Герасимова, автор биографии Введенского, вторит: «Это был типичный сын своего века, „гуляка праздный“, любимец женщин, завсегдатай ресторанов».

Вячеслав Иванов
В 1905 году поэт-символист вернулся из Европы в Петербург и поселился в доме на углу Таврической и Тверской, на последнем этаже, под куполом. Эту залу Иванов назвал «башней». Следующие несколько лет «башня» была магнитом для творческих личностей. Лидия Иванова, жена поэта, вкратце очертила круг визитеров в своих воспоминаниях: «писатели, поэты, философы, художники, актеры, музыканты, профессора, студенты, поэты, оккультисты; люди полусумасшедшие на самом деле и другие, выкидывающие что-то для оригинальности».

 

Анна Ахматова
Завсегдатаем сборищ в «башне» была и Анна Ахматова. Вячеслав Иванов застал расцвет культурного общества – Ахматовой выпала сомнительная честь собирать осколки Серебряного века по ссылкам, лагерным поселкам и Европе. В шестидесятых к ее даче в Комарово выстроилась очередь паломников. «Экс-королева на буржуазном курорте», – говорила Лидия Гинзбург. «Мы шли к ней, потому что она наши души приводила в движение», – объяснял самый знаменитый из круга «ахматовских сирот» Бродский.

Эдуард Хиль
Удивительный пример творческой подвижности: лауреат премии Ленинского комсомола – и в то же время соучастник «Поп-механики», резидент «Голубых огоньков» – и звезда Youtube, вел цикл передач об истории русского романса и выступал дуэтом с Титомиром. Настоящий петербургский интеллигент (хоть и родившийся в Смоленске) всю жизнь прожил на виду и на коне – то в советских официальных программах, то в музыкальном андерграунде, то в онлайн-паутине.

Андрей Панов
Первый русский панк по прозвищу Свин родился в семье балетных танцоров, был прилично воспитан, но в 1979 году купил гитару и основал «Автоматические удовлетворители». «Когда я учился в театральном, нам сказали, что мы, все здесь сидящие – говно. Настоящие артисты ходят по улицам. Я это принял буквально на свой счет», – говорил Панов. Его выходки, вроде поедания собственных испражнений на публику, вошли в историю ленинградского рока, и способных переплюнуть этот образ до сих пор немного.

Георгий Гурьянов
Гурьянов был плоть от плоти тусовки восьмидесятых – барабанил в «АУ», «Кино», «Поп-механике», организовывал первые рейвы, в 1982 году вступил в группу «Новые художники» Тимура Новикова и выставлялся в девяностых в Русском музее. Гурьянов был тем человеком, на котором теория шести рукопожатий не работала – кажется, от Густава до любого человека было не больше одного-двух.

 

Роман Горбунов
Кандидат культурологии, взявший звучный псевдоним Трахтенберг, не может быть среднестатистическим. Роман Львович был знаковым фриком девяностых. В 1990 году попытался заняться бизнесом. В 1993-м – артист кабаре и директор «Формального театра» под управлением Андрея Могучего. В 1997 году настал его звездный час: Трахтенберг стал арт-директором и конферансье легендарного «Хали-Гали» Мельцера – ресторатор требовал для заведения брутального и скандального ведущего, и он его получил. А страна получила самого отвязного и бессовестного шоумена за всю историю местного шоу-биза.

Наталья Пивоварова
Родилась в Новгороде, ушла из жизни в Коктебеле – но между ними был Петербург, в котором она познакомилась с Сергеем Курехиным и (как полагается всем приличным людям в этом городе, поиграла в «Поп-механике») основала группу «Колибри», дамский рок-коллектив, не превзойденный до сих пор. «Колибри» моментально влились в тусовку, уже на первом альбоме им помогали с записью «Аквариум», «Наутилус Помпилиус», «Телевизор». Со своим мужем Александром Лушиным участвовала в проекте Эдуарда Хиля «Хиль и сыновья». В начале нулевых создала до сих пор процветающий «Такой театр». Ее последним проектом стал «Модный дом Пивоваровой Наташи», объединивший шансон, кабаре, цирк, эпатаж и хэппенинг.

Владимир Турков
Легенда гласит, что MC Вспышкин – первый диджей в мире, который сводил еще на патефонах. В более достоверной истории житель блокадного Ленинграда Владимир Александрович Турков в 60 лет начал карьеру шоумена на рейве «Колбасный цех», затем стал ведущим на радио «Рекорд». Стильный дед в экстравагантном костюме супермена, лучший друг всех горожан, один из самых добрых фриков и самый светский пенсионер Петербурга.