Петербург
Москва
Петербург

"Когда говоришь людям о велосипедах - не все готовы слушать, а когда про путешествие - слушают"

Владимир Кумов - велопутешественник и куратор проекта Let’s bike it! буквально на днях вернулся из трипа по Латинской Америке (из Мексики в Аргентину), который затянулся на 16 месяцев и рассказал Time Out о мировом опыте велосипедизации, перуанской пустыне и веловорах в Боготе.

От Мексики до Аргентины - огромное расстояние. Ты ставил перед собой задачу преодолеть его исключительно на велосипеде?

Я проехал более 9000 км на велосипеде и около 3000 км - на других видах транспорта. Например, была часть пути, где можно было проехать только на яхте: перешеек из Панамы в Колумбию  очень узкий, там нет никаких дорог - их просто нельзя строить, чтобы не навредить природе. 
Бывало, что и просто все надоедало - например, в горах. Или в пути что-то ломалось.

И вот у тебя ломается велосипед посреди пустыни или тропического леса - что тогда?

Знаешь, я всегда говорю, что главное, что нужно взять с собой - это большое желание ехать. В первое мое велопутешествие по Европе в 2010 году я поехал, даже не умея менять камеры. Проколол колесо, полчаса возился, весь в грязи, ничего не получается. Тут подходит английский турист, 5 минут - все готово, и ушел чистенький.  А в Южной Америке когда порвалась цепь, угадай, что я сделал? Я написал пост об этом ВКонтакте. И вот люди в 3 часа ночи стали мне советы давать в комментариях, как чинить. А тут подъехали местные полицейские на машине и помогли. Люди там потрясающие - бывает, слова не успеешь сказать, а велосипед уже чудесным образом прикручен к крыше или к багажнику. Не грузовики и не автобусы, обычные машины, бывало, и совсем маленькие - вроде Оки - подбирали меня с велосипедом без всяких проблем. Хотя, и не так часто эта помощь была нужна. Так что не надо бояться - помощь всегда найдется, все можно решить, главное просто взять и поехать. 

В Перу ты 2000 км проехал по пустыне. Как ты выживал? 

Это не совсем пустыня - города и деревни встречались каждые 50-100км, но между ними был только песок. Так что вода не кончалась, миражей не было, добывать себе пищу охотой не приходилось. Но психологически это довольно тяжело: все однообразное, небо серое, нет ни деревца - и так много часов каждый день. У меня была с собой палатка, но ночевал в ней всего пару раз - надо было продолжать работу над российской частью проекта Let’s bike it!, что в палатке без Интернета делать было невозможно.

Вообще в поездке в больших городах я находил жилье через Couchsurfing.org, а после того, как о моем путешествии написали местные СМИ, люди сами стали писать мне и приглашать погостить у себя. Например, в Кито я месяц прожил у одного парня, который мне просто написал в Facebook. А в Европе как-то владельцы кафе, где я обедал, пригласили меня в свой дом именно потому, что заметили надпись о путешествии на моей футболке. 

Чем ты занимал долгие часы в дороге наедине с собой? Постигал дзен?

Сейчас я понимаю, что возвращение в Россию моего попутчика стало одним из лучших событий в поездке - я смог совершить ещё и путешествие внутрь себя. Оно получилось настолько глубоким! Все же я человек социальный, и провести столько времени наедине с собой было потрясающим опытом. Ну и слушал музыку иногда. Когда надоедало и музыку слушать, и думать, я начинал петь. Я не помню слов ни одной песни, поэтому придумывал их сам на ходу, это было весело. 

Бывало ли такое, что хотелось все бросить и уехать домой?

Да, 5 раз. Из них 2 раза - еще до поездки. Путешествие планировалось на полгода, а растянулось на 16 месяцев. Сложности были совсем не экзотические - никаких диких зверей или агрессивных местных. Все прозаичней - болезни, задержки. Мой первый попутчик переболел денге - местная тяжелая болезнь наподобие малярии. Со вторым мы застряли на 2 месяца в Боготе, когда у меня украли велосипед - воровство велосипедов - это большая пролема в Боготе. 80 процентов опрошенных горожан не ездят на велосипеде, так как боятся, что его украдут. Всех так эта проблема достала, что когда еще и у иностранца украли велосипед, это стало последней каплей. Про меня написали все СМИ в Колумбии, меня стали узнавать на улицах. Мы организовали массовый велозаезд до мэрии, в Колумбии появилась “Критическая масса” и организация La Gran Rodada, которая борется за права велосипедистов. А велосипед новый мне подарили.

Вот так кража твоего велосипеда изменила к лучшему жизнь велосипедистов в Колумбии. А главная цель твоего путешествия -  привлечь внимание к проблеме велосипедизации в России. Ты проехал из Петербурга в Лиссабон, теперь вот - Южная Америка… Как один парень на велосипеде может что-то изменить?

Путешествие - это образовательно-культурная часть большого проекта Let’s bike it!. К сожалению, велодорожки я строить не умею, но я 7 лет проработал в журналистике: я могу писать тексты. Поэтому я поехал на велосипеде в Европу, чтобы рассказать людям о том, как дела там - через интервью, через фотографии, через фильм, снятый об этом путешествии. Я думал, проект ограничится только этой поездкой. Но эффект был поразительный и сейчас Let’s bike it! - это уже не один парень на велосипеде, а 5 основных человек в команде и около 200 волонтеров в разных городах, которые занимаются развитием велодвижения. Проект “Велосипедизация Санкт-Петербурга”, кстати, появился как раз после премьеры фильма Let’s bike it! в Петербурге. И я могу уже городов 20 назвать, где благодаря нашему фильму созданы подобные проекты. Мы организуем велопарады, устраиваем “Неделю альтернативных видов транспорта” и “Единый день велосипедных действий”, в котором в прошлом году приняло участие 53 города, привозим в Россию “Bicycle Film Festival”... Главная задача проекта - вдохновлять людей на самостоятельные действия.  Чтобы люди думали: “Какой-то парень поехал на велосипеде полмира, чем я хуже? Начну с того, что буду ездить на велосипеде на работу! Он организовал велопарад - я тоже могу!” Необходимо создать критическую массу людей, которые ездят на велосипеде, чтобы чиновники начали прислушиваться.

Думаешь, из Южной Америки они тебя лучше услышат?

Когда говоришь людям о велосипедах - не все готовы слушать, а когда про путешествие - слушают, потому что путешествия интересны всем, от чиновников до инженеров. У одного только моего блога о путешествии по Латинской Америке более 3000 читателей, а у проекта - больше 40 тысяч. Все знают, что велосипедное движение развито в Голландии, но мало кто знает, что в Буэнос-Айресе за последние 4 года практически с нуля создана велоинфраструктура и люди пересели на велосипеды. Многие считают, что в Европе велосипедизация работает, потому что там маленькие города, в которых проще создать инфраструктуру, да и велокультуре уже 100 лет. А у нас в России это невозможно. Я до этого жил в Мексике - преподавал там русский язык. И знаю, что там велоинфраструктурой начали заниматься всего лет 5 назад. Мехико в 2 раза больше Москвы, там сделали - почему не сделать у нас? России надо просто перенять лучший опыт со всего мира и применить это к своим городам. И я пытаюсь собрать лучшее и показать, как это можно сделать.

Например, что можно сделать?

Например, оборудовать в общественном транспорте места для провоза велосипеда. Сделать телефонные приложения для прокладывания маршрута по велодорожкам - а если дорожек нет, то по наиболее удобным и безопасным улицам. В Боготе каждое воскресенье и праздничный день проходит замечательное мероприятие Ciclovia: перекрывают 120 км улиц и отдают их велосипедистам. Почти 30 процентов населения города ездят на велосипедах. А это 70 дней в году!  Более 500 городов в мире делают такие мероприятия, от Лос-Анджелеса до Парижа. Кажется, Велопитер с Велосипедизацией планируют попробовать сделать это летом.  Сейчас в России почти все инициативы идут не сверху, а от энтузиастов, и задача проекта Let’s bike it! - измененить сознание людей. Когда меня спрашивают: “Когда вы приедете к нам и организуете у нас велопарад?”, я довольно жестко отвечаю: “А когда ты сам поднимешь свою задницу и сделаешь что-нибудь?” При этом, конечно, мы помогаем, учим.

Испытал ли ты культурный шок во время путешествия? Или после возвращения здесь в России?

В Южной Америке я уже жил, так что был ко всему готов. В России, конечно, сразу с аэропорта поражают количество курящих людей и неулыбающиеся лица. В Мексике я больше 20 минут проговорил с девушкой, которая проверяла мой паспорт в аэропорту, про любовь к Мексике и путешествия, про русский язык и преподавание. В России такое представить сложно. Или, когда я должен был заплатить штраф за просроченную визу в Колумбии, пришел в миграционную службу, думал, что меня будут ругать. А мы ржали! У меня болел живот, щеки - я в жизни столько не смеялся. Они нашли статьи в интернете про меня и читали их вслух чуть ли не по ролям, шутили и заполняли за меня бумажки. Или когда сотрудники департамента транспорта в Латинской Америке устраивали мне тур на велосипеде по городу  - можешь себе представить такое в наших городах? Но при этом я понял одну очень важную вещь - люди во всех странах мира одинаковые. Настолько, что даже страшно.  На показах фильма Let’s bike it! я всегда смотрю на реакцию зала - где люди смеются, где засыпают. И во всех странах и городах секунда в секунду - одни и те же эмоции. Мы отличаемся в каких-то незначительных культурных привычках, но большинство проблем создаются искусственно. Поэтому общий язык найти можно всегда.

Какие твои следующие шаги? Не хочешь поехать на велосипеде в Сибирь и на личном опыте показать, что снег и холод - не помеха велосипедистам?

В Сибирь - нет, там не с кем общаться по поводу велосипедов. Канада - может быть. Но это пока не конкретный план, все же мне уже почти 29 лет, пора подумать о других вещах, о личной жизни, в том числе. Да и латиноамериканское путешествие для меня еще не закончилось - надо сделать фильм о поездке, и я бы очень хотел написать книгу.

8 апреля 2014
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация