«Оскар» 2009 | Кино | Time Out

«Оскар» 2009

  20 февраля 2009
11 мин
«Оскар» 2009
22 февраля состоится вручение главной кинонаграды мира. По этому поводу Time Out выясняет, за что Академия киноискусства номинировала лучшие фильмы года, кто имеет больше шансов на победу и влияют ли мировые тенденции на русское кино.

Загадочная история Бенджамина Баттона

13 номинаций: лучший фильм, лучший режиссер (Дэвид Финчер), лучшая мужская роль (Брэд Питт), лучшая женская роль второго плана (Тараджи П. Хенсон), лучший адаптированный сценарий (Эрик Рот), лучшая операторская работа (Клаудио Миранда), лучший художник-постановщик (Дональд Грэм Берт, Виктор Дж. Зольфо), лучший художник по костюмам (Жаклин Уэст), лучший монтаж (Кирк Бакстер и Энгус Уолл), лучший грим (Грег Кэнном), лучшая музыка (Александр Деспла), лучший звук (Дэвид Паркер, Майкл Семаник, Рен Клайс, Марк Уэйнгартен), лучшие визуальные спецэффекты (Эрик Барба, Стив Приг, Берт Далтон, Крэйг Баррон)

О чем: масштабная экранизация рассказа Фицджеральда про человека, который старел наоборот. Сын пуговичника, родившийся 90-летним, растет в новоорлеанском доме для престарелых, первую профессию обретает на рыболовецком баркасе, первую любовь — в заснеженном Мурманске, а превратившись в Брэда Питта, встречает Кейт Бланшетт. Ему светит превращение в спиногрыза, ей — пенсия, память о них обоих смоют буйные потоки «Катрины».

Как: один из главных режиссеров 90-х Финчер («Семь», «Бойцовский клуб») продемонстрировал склонность к монументальности еще в предыдущем «Зодиаке», но «Бенджамин Баттон» — определенно целая скульптурная группа «Старики и смерть», как-то так. Здесь никто не молод, здесь постоянно умирают, а старость — состояние не столько тела, сколько ума. Драматургия нарочито нетороплива и старомодна — с самым необычным человеком на свете не происходит, по сути, ничего экстраординарного, мораль печальна, а образ юности витает где-то над этим монументом, периодически подлетая поближе с чириканьем — но только для того, чтобы нагадить.

Номинация «Лучший фильм»:«Баттон» понравился академикам за эпичность и интеллигентную сентиментальность, принято также считать, что здесь Финчеру удалось вдохнуть жизнь в компьютерные технологии, с помощью которых он омолаживал своих героев — тоже, в общем, достижение. К тому же это первый фильм Финчера, который — со скидкой на эти самые технические хитрости — вполне мог бы быть снят и в золотой век Голливуда, не зря большинство американцев посмотрели его всей семьей на Рождество.

Кинопрокат в России: с 5 февраля

«Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire)

10 номинаций: лучший фильм, лучшая режиссура (Дэнни Бойл), лучший адаптированный сценарий (Саймон Бьюфой), лучшая операторская работа (Энтони Дод Мантл), лучший монтаж (Крис Диккенс), лучшая музыка (Эй. Р. Рахман), лучшая песня («Jai Ho», Эй. Р. Рахман — Guizar, «O Saya», Эй. Р. Рахман — M.I.A.), лучший звук (Иэн Тэпп, Ричард Прайк, Ресул Пукатти), лучший звуковой монтаж (Гленн Фримантл, Том Сэйерс)

О чем: лопоухий индийский юноша играет с судьбой в «Кто хочет стать миллионером», где каждый вопрос — эпизод из его жизни. Попутно с ответами на «Кто построил Тадж-Махал?» и «Кто изобрел револьвер?» происходит постижение простых истин: люди жестоки, религия убивает, любовь — спасение.

Как: ярко, быстро, по глазам и по сердцу. В игре с судьбой у каждого есть шансы — пускай небольшие, любовь сильна, как бывает только в Болливуде, вместо настоящей Индии — условное пространство Индии путеводителей, чего, впрочем, достаточно для оголения первичных, а оттого мощных страстей. Честность, алчность, самопожертвование — здесь все гипертрофировано, но потому и действенно. Жизнелюбие Бойла находит идеальную для себя форму — диккенсовский сюжет о честном бродяжке, ускоренный до предела и щедро сдобренный болливудскими по накалу эмоциями.

Номинация «Лучший фильм»:не попасть под эффектное обаяние «Миллионера» практически невозможно — это фильм, в который влюбляешься с первых кадров, из тех, что становятся поистину всенародными. После него неудержимо хочется жить — чувство, которое даже статуэтками не измеришь.

Кинопрокат в России: с 12 февраля

«Харви Милк» (Milk)

8 номинаций: лучший фильм, лучший режиссер (Гас Ван Сэнт), лучшая мужская роль (Шон Пенн), лучшая мужская роль второго плана (Джош Бролин), лучший оригинальный сценарий (Дастин Лэнс Блэк), лучший художник по костюмам (Дэнни Гликер), лучший монтаж (Эллиот Грэм), лучшая музыка (Дэнни Элфман)

О чем: в 1970-м нью-йоркский гей Харви Милк, устав скрываться и носить костюм менеджера, переезжает вместе с кудрявым бойфрендом в ЛГБТ-Мекку — Сан-Франциско, где открывает фотомагазин и начинает перевоплощаться в Серпико — отращивает клочковатую бороду, надевает джинсовую куртку и, обнаружив, что калифорнийские копы избивают гомосексуалистов с не меньшим рвением, чем их коллеги с востока страны, решает исправить насквозь прогнивший мир и выставляет свою кандидатуру на выборах городского супервайзера.

Как: в «Милке» Гас Ван Сэнт отказывается от импрессионистских экспериментов с киноязыком, которые он практиковал в «Параноид Парке», и снимает вполне традиционный байопик человека, ключевого для борьбы за права меньшинств. Впервые в карьере Ван Сэнт актуален (в США «Милк» вышел в разгар слушаний о калифорнийской поправке 8, запрещающей в штате однополые браки), впервые в карьере его герой-гей, вместо того чтобы притягивать отклонениями от нормы, пытается в эту норму вписаться. Точно так же кино о радикальных переменах выходит у режиссера, всегда к радикализму стремившегося и ради него себя ограничивавшего, образцом нормальности — несмотря на частый расфокус и умное использование документальных кадров — и даже избыточности, лезущей на экран в состаренной картинке, точнейшим образом восстановленных костюмах, пафосно поставленных гражданских маршах и чувстве собственной правоты.

Номинация «Лучший фильм»: «Милк» — третий для Ван Сэнта фильм, который можно без всяких скидок назвать мэйнстримом. Первый — «Умница Уилл Хантинг» — привел Академию в восторг, второй — «Найти Форрестера» — был калькой с первого, третий же — снова в номинантах, и ясно почему. Фильм про гея, работающего на благо народа, максимально политкорректен и к тому же здорово, умно снят (пускай при этом и потерялась привычная ван-сэнтовская царапающаяся чувственность).

Кинопрокат в России: с 30 апреля

«Фрост против Никсона» (Frost/Nixon)

5 номинаций: лучший фильм, лучший режиссер (Рон Хауард), лучшая мужская роль (Фрэнк Ланджелла), лучший адаптированный сценарий (Питер Морган), лучший монтаж (Майк Хилл, Дэниэл П. Хэнли)

О чем: история первых интервью, которые экс-президент США Ричард Никсон дал после Уотергейта и последовавшего импичмента. Интервьюер — британский ведущий комедийных телешоу Дэвид Фрост, который, пробиваясь сквозь выработанные годами слои обороны старого стервеца, упрямо пытается добиться от Никсона ответов на важнейшие вопросы — зачем он бомбил Камбоджу, почему не выводил войска из Вьетнама, ради чего обманывал народ, не стыдно ли ему, в конце концов.

Как: на основе крайне мощной истории о покаянии вершителя судеб на пенсии Хауард сделал то, что выходит из-под его руки чаще всего — крепкое, хорошо прописанное и адекватно снятое кино, которое так заботится о комфорте зрителя, что всячески исключает его проникновение и какое-либо участие. Если забыть об актерских работах, безусловно отличных, то «Фрост против Никсона» мало чем отличается от фильмов BBC, ставящих перед собой сугубо просветительскую цель. Спасибо Ланджелле, который играет не столько постаревшего подлеца, каким скорее был реальный Никсон, сколько опустившегося демиурга, который даже губами шамкает так, что слышно, как где-то рядом пошаркивает вечность.

Номинация «Лучший фильм»: «Фрост против Никсона» — кино добротное, написанное главным спецом по политической попублицистике Питером Морганом, когда-то создавшим «Королеву» и обращающимся с американской историей с тем же пиететом и одновременно очень ловкой легкостью, что и с монархами.

Кинопрокат в России: с 5 февраля

«Чтец» (The Reader)

5 номинаций: лучший фильм, лучший режиссер (Стивен Долдри), лучшая женская роль (Кейт Уинслет), лучший адаптированный сценарий (Дэвид Хэр), лучшая операторская работа (Крис Менгес, Роджер Дикинс)

О чем: в Германии 1958-го шестнадцатилетний юноша знакомится с красивой сорокалетней водительницей трамвая, которая смотрит на него с подозрением, а потом соблазняет. Он читает ей Чехова, «Любовника леди Чаттерлей» и комиксы, принимает с ней ванну и занимается сексом, а потом, когда он уже оказывается готов переключиться на сверстниц, выясняется, что во время войны вагоновожатая работала в Аушвице. Следует суд, на котором происходит то, что и не позволит ему ни забыть ее впоследствии, ни вести нормальную жизнь.

Как: главное достоинство «Чтеца» — его продюсеры братья Вайнштайн. Если бы не их влияние в Голливуде (довольно сильное — бывали годы, когда из пяти номинантов на лучший фильм три выпускал принадлежавший им Miramax), это кино про любовь к эсэсовке, склонное к невероятным натяжкам и фантастическим допущениям, вряд ли имело бы шансы на «Оскар». Главный недостаток — абсолютно искусственная конструкция, не раз к тому же в кино фигурировавшая (причем в картинах куда более внятных и изобретательных). Кейт Уинслет вроде бы в очередной раз самозабвенно играет женщину уже даже не трудной, а страшной судьбы, но на деле виртуозно мечется в рамках персонажа-фикции — плачет, кричит, отстраняется, раздевается, наконец, худшее — стареет, а что стоит за всем этим, кроме жуткого опыта работы в концлагере? Кажется, пустота.

Номинация «Лучший фильм»: скорее индульгенция Вайнштайнам, чем признание качества картины, номинация «Чтеца» — формально заслуга того, что здесь долго, бесстыдно и крикливо мусолят вопросы морали и поминают холокост (вызывающий, как известно, у академиков мгновенное желание наградить и уснуть спокойно).

Кинопрокат в России: весна 2009

«Сомнение»(Doubt)

5 номинаций: лучшая женская роль (Мерил Стрип), лучшая мужская роль второго плана (Филип Сеймур Хоффман), лучшая женская роль второго плана (Эми Адамс и Виола Дэвис), лучший адаптированный сценарий (Джон Патрик Шэнли)

О чем: две монахини (одна — юная и невинная, другая — старше и куда как жестче, буквально кошмар для всего живого в округе) изобличают велеречивого священника-педофила, но вследствие того, что вместо ада мерзавца отправляют подальше от них на повышение, испытывают кризис веры (выражающийся в вынесенном в заголовок сомнении). Мир вокруг них оказывается куда более сложным, нежели они представляли.

Как: «Сомнение» — фильм о вере, сделанный людьми, которые, похоже, к церкви подходили пару раз, и то фотографироваться. Это кино, не стесняясь, спекулирует на вопросах, требующих четкости, и так же беззастенчиво дурачит зрителя, используя для этого все подручные средства: убедительную игру лучших актеров планеты, резкие, эффектные кадры оператора Дикинса, сюжет о святом отце-педофиле, словно перекочевавший сюда с газетных страниц. Проблема в том, что, обозначая, без сомнения, непростые темы, Джон Патрик Шэнли — автор одноименной пьесы, сам поставивший по ней эту картину, — всячески уходит даже от минимальных ответов. Поначалу шокируя смелостью выбранного материала, он вызывает лишь жалость, когда, доходя до главного, принимается за отговорки и начинает заговаривать зубы.

Кинопрокат в России: с 26 февраля

«Рестлер» (The Wrestler)

2 номинации: лучшая мужская роль (Микки Рурк), лучшая женская роль второго плана (Мариса Томей)

О чем:состарившийся профессиональный рестлер режет себе лоб перед публикой, прыгает с канатов на татуированного панка, качает обвисающую задницу и дружит со стриптизершей. Живет в трейлере. Играет с соседским ребенком в WrestleMania на Nintendo — ту версию, где один из героев — он сам. В итоге, получив на ринге по голове столом, герой падает от сердечного приступа.

Как: у Аронофски получилось универсальное высказывание о природе взаимоотношений между реальностью и выдуманным мирком, в котором перекачанные мужики бросают друг друга на пол, предварительно договорившись о том, как они это сделают. Странно, но момент искусственности — для рестлинга ключевой — с течением фильма стирается, и вот уже от повседневности, в которой герой пытается начать обычную жизнь, веет фальшью, а полноценное существование оказывается только там, на ринге. Дело тут, скорее всего, в Микки Рурке, добивающемся в этом кино невероятного правдоподобия — здесь каждая его морщина и каждая дряблая мышца выступает свидетельством жизни, прожитой с размахом, недоступным никому из нас.

Кинопрокат в России: с 19 марта

«Рэйчел выходит замуж» (Rachel Getting Married)

1 номинация: лучшая женская роль (Энн Хэтэуэй)

О чем: бывшая модель, плотно сидящая на героине и соответственно выглядящая — эффектные синяки под огромными глазами, угловатая стрижка, буйный нрав, — на день покидает реабилитационную клинику, чтобы посетить свадьбу сестры, где начинает немедленно портить праздник своей большой и благообразной семье. Попутно выясняются семейные секреты, самопризнанная дурочка мечется и истерит. Смешно и страшно сразу.

Как: режиссер «Рэйчел» Джонатан Демме, в последние годы погрузившийся в производство раздутых пафосных киномонстров, вдруг снял короткий, резкий и прямой фильм. По его словам, желание снять такое кино возникло у него после просмотра «Наполеона Динамита», работает же здесь он скорее в стилистике «Догмы» — ручной камерой, почти без освещения, выводя героев и зрителя из себя. Притом в «Рэйчел» нет ничего, что было бы совсем уж формализмом, в конце концов, у Демме и его сценаристки Дженни Люмет — дочки великого режиссера «12 разгневанных мужчин» и «Собачьего полдня» — всегда хватает сил, чтобы зло пошутить.

Кинопрокат в России: лето 2009