«Война: эффект присутствия» | Главное | Time Out
Главное

«Война: эффект присутствия»

  27 января 2014
2 мин
Продолжая серию книг о блокаде Ленинграда, издательство «Лениздат„ выпустило альбом фотореконструкций Сергея Ларенкова “Война: эффект присутствия», на которых военное прошлое одновременно мирному настоящему.

Сергей Ларенков — не профессиональный фотограф, он работает лоцманом. Говорит, что профессиональная точность, необходимая в навигации, очень помогли ему в создании альбома, когда приходилось высчитывать угол съемки. Свои коллажи он начал создавать пять лет назад, когда никакой книги не задумывалось, просто хотел наглядно показать своим детям связь времен. Большая часть работ посвящена блокаде Ленинграда. Фотосовмещение временных пластов позволяет потомкам представить, через что прошли ленинградцы.

«Война: эффект присутствия» — не просто фотоальбом, а без преувеличения масштабный медиапроект. Каждую фотореконструкцию сопровождает дневниковая запись очевидца, подобранная в архиве историком Александром Романовым. На первой странице – жители Ленинграда 22 июня 1941 года на пересечении проспекта 25-ого Октября и улицы Пролеткульта (сегодня — пересечение Невского и Малой Садовой) слушают радиосообщение о начале войны. На последней — 8 мая 1945 года, ворота Карлхорста, где подписывается акт о капитуляции гитлеровской Германии. Между ними – сто коллажей из Ленинграда, Пушкина, Павловска, Петергофа и других городов СССР: Сталинграда, Москвы, Смоленска, Минска, Киева, Керчи, Севастополя, Одессы. Заканчивается альбом уже за пределами Союза, показывая европейские города, по которым прошлась война.

В своем «Живом Журнале» Сергей Ларенков предупреждает, что путешествие в прошлое бывает страшным, а возвращение из него – куда приятнее. На коллажах контраст между солнечным цифровым изображением и монохромным пленочным снимком подчас обманчив, и обозначить границу между ними почти невозможно. И здесь понимаешь, что автор достиг эффекта присутствия, ведь в сущности, никаких границ между прошлым и настоящим нет.