Петербург
Москва
Петербург
Цирк вернулся, клоуны остались

Цирк вернулся, клоуны остались

Под Новый год в Цирке на Фонтанке покажут новое шоу «Золушка», в котором задействованы лучшие творческие силы города. Time Out поговорил с Анваром Либабовым о развитии циркового искусства и роли артиста на манеже.
«Золушка» — это не просто шоу. Прежде всего, это реинкарнация пантомимы Гаэтано Чинизелли, которая с невероятным успехом показывалась в цирке с 1875 года в течение 30 лет. Сегодня это масштабное представление на основе одной из самых красочных цирковых постановок — «Шоу пяти континентов» Гии Эрадзе. За ее превращение в драматический спектакль отвечал руководитель «Русской школы физического театра» режиссер Максим Диденко. Костюмы готовили яркий дизайнерский дуэт Бунакова и Хохлов. Клоунские номера ставили Слава Полунин и лицедеи Владимир Крюков и Николай Лейкин. В роли Золушки — актриса Физического театра Алиса Олейник, в роли злой сестры — Анвар Либабов. Одно перечисление имен завораживает и обещает открытие новой эпохи цирка на Фонтанке.

Как драматический режиссер справится с цирковой постановкой?
У Максима Диденко огромная задача – из двухчасовой программы Гии Эрадзе сделать спектакль, ввести коверных, добавить новые номера. «Пять континентов» – сама по себе очень цельная, наверное, самая красивая цирковая программа на сегодняшний день. Полунин, как гениальный компилятор, сводит ее части и с Максимом делает новую постановку. В ней задействованы актеры самых разных жанров. Как поется в песне монтажеров, «я знаю точно, немонтажное монтажно». Задача Макса – сделать монтажно.

Вы – клоун, но клоун не цирковой. В постановке вообще задействовано огромное количество нецирковых артистов. Как вам работается на инородной площадке, на манеже? Это не дебют для нас. Мы знаем, что такое цирк – я работал в «Кракатуке» Могучего, Слава Полунин открыл дорогу в Цирк дю Солей, где Леонид Лейкин отработал одиннадцать лет, а Валерий Кефт работает до сих пор. Манеж, конечно, другая площадка, придется найти в себе новые актерские качества. Думаю, на этом контрапункте цирковой зрелищности мы будем работать как коверные. Это совсем другое ощущение, играть нужно вверх, на ярусы, а не в зал. Тут ресничками не отыграешь, нужно, чтобы тебя увидели люди под куполом.

Зрителей не боитесь? Они же в цирк пришли, а не в театр. В программе достаточно подстраховок в виде традиционных цирковых номеров. А для меня это вызов, выход из комфортной зоны. Я мог бы на новогодних корпоративах спокойно отработать. Но это ремеслуха, а выходить из комфортной зоны надо обязательно. Иначе так и останешься в одном номере на всю жизнь.

Казалось, что есть некая конфронтация между Полуниным и «Лицедеями» после его ухода из театра. Сейчас мы работаем вместе. Первым совместным проектом Полунина и «Лицедеев» стала мойка Цирка на Фонтанке – с пеной, фонтанами, музыкой. Второй совместный перформанс мы делали с Полуниным и Шемякиным на Марсовом поле. Вот и третий проект, в цирке, мы делаем вместе. Он предлагает, мы не отказываемся. Наши ребята ведут себя благородно, достойно, и со стороны команды Полунина все очень корректно и учтиво. Так что все спокойно. Ведь Слава по понятным причинам обратился к «Лицедеям». Происходит деградация циркового искусства. Раньше клоунские имена звучали – Никулин, Попов, Енгибаров, Карандаш. А сейчас вы кого-то назовете? Нужно возвращать уровень клоунады цирку.

Такого рода шоу не погубят классический цирк? На самом деле все разговоры о классическом цирке – это лукавство. Его удобно защищать тем, кто не хочет перемен. Но должно же быть и развитие. Традицией оправдывают закостенелость, инертность. Но это не традиция и не классика – это стагнация, ремеслуха. А вы вспомните программы Олега Попова – это же было настоящее шоу, в современном смысле. Программа Алексея Сонина «Руслан и Людмила» – тоже шоу, соединяющее разные жанры. Все меняется, развивается. Зритель уже другой, благодаря кино и интернету, у него фантазия уже другая.

«Золушка», с 25 декабря, Цирк на Фонтанке

 

18 декабря 2013,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Праздник каждый день

Праздник каждый день

Стараниями властей десятидневные новогодние каникулы сократились до восьми дней, но вопрос, чем заняться, когда не спишь, остался актуален. Time Out составил список дел на каждый день, которым рекомендует пользоваться как прямым руководством к действию.
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация