Страна советов | Главное | Time Out
Главное

Страна советов

  1 ноября 2013
4 мин
Страна советов
В новом триллере «Советник» по сценарию Кормака Маккарти сюжет закручивается вокруг нечистого на руку чиновника, которому есть что терять. Режиссер Ридли Скотт рассказал Time Out о том, как разговаривать со звездными актерами.

Изначально ведь вы «Кровавый меридиан» Кормака Маккарти собирались экранизировать? Верно. Роман успел адаптировать для экрана Билл Монахэн (сценарист «Отступников». – Прим. Time Out). Но на студии почему-то не захотели этим заниматься. Уж больно бескомпромиссная книга, чем мне и нравится.

Зато для «Советника» сценарий написал сам Маккарти, причем для писателя это дебют в качестве участника кинопроцесса. Что вы обычно ищете в сценарии? Все происходит на уровне интуиции. Я вычитываю то, что присылают, и мне все становится понятно уже на второй странице. С Кормаком получилось так: я в громадном воодушевлении уселся за чтение и уже через полчаса буквально вспотел, настолько захватывающим оказался текст. Я все думал, лишь бы сценарий нигде не сбился с ритма. И этого не произошло. Ни одного просада. И дочитав, подумал: обалдеть! Я никогда прежде так не обалдевал. Никогда.

После просмотра не оставляло ощущение сходства «Советника» с самыми камерными криминальными драмами, над которыми вы работали, вроде «Великолепной аферы» или «Того, кто меня бережет». Ваш пышный стиль отлично работает в таких триллерах про реальную жизнь. Интересно, что вы упомянули те фильмы. Сам буквально недавно пересматривал «Того, кто меня бережет» – оказывается, я совсем позабыл, насколько этот фильм хорош. Я ведь всегда был большим почитателем Сидни Люмета, это мой герой в режиссуре. Боже мой, «Серпико», «Телесеть» и тот фильм с Полом Ньюманом («Вердикт». – Прим. Time Out) просто великолепны. Странно было бы открещиваться от такого влияния.

Вы даете актерам волю на площадке. Предпочитаете использовать их идеи? Больше нет. Я давал актерам волю, потому что никогда не учился ни актерской, ни режиссерской профессии. Я первый фильм снял, когда мне стукнуло сорок лет.

То есть у вас есть какие-то другие приоритеты вместо того, чтобы мотивировать Сигурни Уивер? Простите, я не совсем корректно ответил на ваш вопрос. Поскольку я с нуля начал заниматься таким сложным делом, никогда не репетировал сцену перед съемкой. То есть, вот я стою посреди огромного зала в церкви, где на полу начерчены мелом метки, обозначающие декорации, и должен что-то говорить актерам – и абсолютно не понимаю, что сказать. Я стал прятаться за камерой – в картинке-то кое-что понимаю, окончил арт-школу как-никак. Теперь мне понятно, что я просто дрейфил перед звездными актерами. Кое-как разговаривать с ними я начал только на «Бегущем по лезвию» – нет, вру, на «Легенде». Том Круз тогда совсем пацаненком был, двадцати одного года от роду. И так я постепенно нащупывал свой стиль работы. На «Бегущем», скажем, мы не особенно ладили с Харрисоном Фордом. Теперь-то между нами мир.

В «Советнике», пожалуй, лучший актерский состав за всю вашу карьеру. Особенно запомнился тот момент, где Кэмерон Диаз скорчилась от боли на капоте спорткара, как модель в каком-нибудь клипе Whitesnake. Как вам удалось заставить ее сделать это самостоятельно? Самое неприятное было – это сказать ей: «Хм, слушай, такое дело, попробуешь?» (смеется). И она такая: ха, ладно, только не уверена, что получится. Я предложил заменить ее каскадершей, чтобы она обошлась без этой акробатики. Но она сыграла сама – и получилось блестяще, очень спортивно. У нее вообще очень четкий, точный образ мыслей. Зритель ее знает в первую очередь как милую, смешную комедиантку, а ведь в «Быть Джоном Малковичем» и «Каждом воскресенье» она раскрывается совсем по-другому.

Майкл Фассбендер замечательно сыграл в вашем «Прометее», вы снова обратились к нему. Очень интересно, что его весь фильм так и называют «советник». Как по-вашему, его герой – не очень умный человек? Или, наоборот, чересчур умный для собственного блага. Его дважды предупреждают не делать глупостей герои Брэда Питта и Хавьера Бардема. Оба следят за ним, надеясь, что он в курсе того, что делает. Потому что если что-то пойдет не так, это рикошетом заденет и их двоих.