Хотите спасти «Лавку» — флаг в руки, доставайте копилки и идите покупками. | Главное | Time Out
Главное

Хотите спасти «Лавку» — флаг в руки, доставайте копилки и идите покупками.

Михаил Рудин   17 октября 2013
4 мин
Хотите спасти «Лавку» — флаг в руки, доставайте копилки и идите покупками.
Редактор сайта Михаил Рудин — о культуре и сообществах

Вот «Лицедеи» судятся с администрацией «Толстой-сквер», пожелавшей сменить арендатора. Вот «Книжная лавка писателей» оказывается под угрозой выселения. А вот Bye Bye Ballet выгоняют с Белинского, 9 в никуда. Возмущенная интеллигенция взывает к Смольному, пишет петиции и яростно трясет сухенькими кулачками.

Я покупаю книги во всем известных сетевых магазинах, новых лавочках вроде «Подписных изданий» и «Все свободны» или комиссионках — пользуясь случаем рекомендую заглянуть в мой любимый крохотный книжный «Искатель» на набережной Мойки, 51. А в «Книжной лавке» откровенно пахнет советским нафталином, на полках, кроме традиционных многотиражных изданий АСТ, стоят никому не нужные книги современных авторов, напечатавших тираж за свои деньги, потому что ни одно издательство их не поддержало, чаще всего, по объективной причине отсутствия таланта. Защитники «Книжной лавки» напирают на то, что в 1934 году Первый Съезд советских писателей занес магазин в Красную книгу знаковых мест Петербурга. Но признайте, решение Союза, который исключил из своих рядов и вычеркнул из списка литературы Михаила Зощенко, Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Александра Солженицына, Владимира Войновича, вряд ли можно толковать хоть сколько-нибудь серьезно. Опять же, 52 миллиона долга перед КУГИ — это ни в какие ворота. Понятно, что в КУГИ наверняка накрутили сумму долга вдвое, но даже половина — это яркий показатель востребованности «Книжной лавки писателей» городом, нет денег заплатить, потому что никто ничего не покупает. Хотите спасти «Лавку» — флаг в руки, доставайте копилки и идите туда за покупками.

С «Лицедеями» и Bye Bye Ballet все еще проще — имеет место простой конфликт интересов арендатора и арендодателя. Первый хочет оставить все на своих местах, второй — заработать денег. Понять можно и тех, и других. Но и театралы, и танцоры призывают помочь наше любимое правительство, которое в ответ в лучшем случае отчаянно скрипит ржавыми шестеренками бюрократических проволочек. И когда Лилия Бурдинская, идеолог и основатель Bye Bye Ballet расстроенно говорит, «Бизнес в очередной раз подавил искусство, все существующие государственные комитеты как будто даже не заинтересованы в поддержке театральных проектов», я вспоминаю Сергея Янковского — «Я вообще против этой системы госфинансирования, она убивает среду развития творчества. Меня черт дернул год побыть директором одного ДК, и я понял эту систему. Задача руководителя — освоить бюджет.». Вижу, как бесится Серебренников из-за того, что госфонд не дает ему денег на «Чайковского» и вспоминаю голос Ромы Либерова — «Работать с государством в наше время – это стыдно. Одной рукой они будут уничтожать Москву, а другой – давать мне деньги?».

Государство — это не полсотни трезвенников-гомофобов, протирающих штаны в ЗАКСе. Государство — это мы с вами, в некотором смысле, «мы здесь власть». Если мы хотим «Лицедеев», «Лавку писателей», Bye Bye Ballet, мы и должны ими заниматься, потому что кроме нас, некому, Смольный слушает «Авторадио» и премирует Елену Ваенгу. Либерову помогают снимать кино реальные люди реальными действиями — оплачивают перелеты, находят квартиры, предлагают услуги. Такие же реальные люди, как мы. Если есть, действительно, в мире система шести рукопожатий, то пора ей пользоваться — я рассказал тебе, ты рассказал другу, друг этого друга — хозяин театральной студии. Еще кто-то поможет с ремонтом, кто-то ссудит денег — так победим. Полистайте телефонную книжку, потратьте 15 минут — и, может быть, благодаря нескольким телефонным звонкам новый дом обретут хорошие талантливые люди. Это первобытно-общинная система, но другой у нас нет и не планируется, кроме того, она не так уж плоха в действии.