Петербург
Москва
Петербург
Бедный, бедный Павел

Бедный, бедный Павел

Режиссер нескольких боевиков и автор нашумевшей повести «Похороните меня за плинтусом„ Павел Санаев возвращается к печатному слову: в издательстве АСТ вышел первый том книги “Хроники Раздолбая», романа о взрослении на тысячу страниц.
Узнав, что это только половина книги, я удивился — то есть, продолжение будет называться «Хроники Раздолбая-2. Похороните меня за плинтусом-3»? Нет, продолжение будет называться «Хроники Раздолбая-2. Спор на балу Воланда„. И это не совсем “продолжение„ поймите правильно – я не собираюсь “штамповать сиквелы„. Просто задуманный роман очень большой, около 1000 страниц, и в издательстве сразу решили, что он будет выходить в двух книгах. Можно было, конечно, еще года полтора подождать, подержать первую написанную книгу в столе, и выпустить потом все вместе, но кто знает, что будет через полтора года. Да и психологически мне было бы тяжело писать вторую книгу, „сидя“ на рукописи первой. Чтобы отделить одну книгу от другой, нужно было придумать два подназвания. Одно у меня родилось сразу „Спор на балу Воланда“, а второе никак не рождалось. Так что решили не мучиться и назвали „Похороните меня за плинтусом-2“. Книга написана в том же стиле, что и „Плинтус“, так что это вполне оправдано.


По моим ощущениям, подробности жизни 90-х напоминают труды нашего питерского летописца Стогова. 
Когда я писал эту книгу, у меня не было цели с кем-то конкурировать, биться за литературное признание или опровергать ярлык “автора одной книги„. Я начал писать этот роман по одной единственной причине – он родился внутри меня несколько лет назад и его нужно произвести на свет. Вот и все. Есть вещи, которые я считаю важным сказать, причем, я до них еще не добрался, потому что история очень большая.

Вас больше интересует дух времени или сюжет? Все вместе, я не могу сказать, что я что-то от чего-то отделяю. Актеры могут играть в театре на пустой сцене, но в декорациях спектакль оживает. Так же и в книге – приметы времени – это декорации для сюжета.


Я встретил в одном из ваших интервью сравнение с ДухLess и сразу вспомнил, что книгу Минаева даже сам автор называет реконструкцией эпохи. Когда хочешь, чтобы тебя быстро и сразу поняли, пытаешься дать какой-то ориентир. Говоря о второй книге, я где-то упомянул “Духлесс„, но это сравнение не совсем верно. Первая часть “Хроник„ — о девяностых, а вторая — о двухтысячных, и мы все знаем, чем были славны наши двухтысячные. Все это прекрасно описано в ДухLess, и поэтому была упомянута эта книга. Но я ни в коем случае не пытаюсь повторять эту историю и описывать то же самое. Если в ДухLess герой был центровым персонажем на празднике жизни, то Раздолбай — аутсайдер, который смотрит на этот мир через щелочку. А мне важно не то, как он взирает, условно говоря, на сверкающие ночные клубы, а то, что происходит у него в этот момент душе, и к чему его это подталкивает.

Вы отказались давать главному герою имя, стремясь к универсальности персонажа, чтобы каждый читатель мог идентифицировать себя с Раздолбаем. И в фильме Снежкина “Похороните меня под плинтусом», удачно обыгран аутентизм ситуации — внимание не акцентируется ни на месте, ни на времени действия. Но ведь девяностые в Москве — это совсем не то же самое, что девяностые в Челябинске. Универсальность в другом. Раздолбаи в Москве, Раздолбаи в Челябинске и Раздолбаи в Чебоксарах будут ставить перед собой одни и те же вопросы — о поиске себя, о том, что можно и чего нельзя делать, чтобы занять достойное место в жизни. Просто решаться эти вопросы будут на разном уровне, но суть не изменится.


В книге есть важный герой, христианин, который рассказывает Раздолбаю о религии. Последние годы мы постоянно обсуждаем и осуждаем церковь и постепенно приходим к выводу, что систему пора менять. У вас есть мысли на этот счет? 
Чтобы обсуждать, а тем более думать об изменениях, надо в первую очередь понимать. И это как раз главная цель написания моей книги. Показать, как все это работает, изнутри. Потому что если смотреть на церковь только снаружи, как на закрытую коробку, то для людей с критическим складом ума все будет заканчиваться осуждением священников на иномарках и неприятием малопонятных обрядов. Я хочу показать таким людям, что скрыто внутри коробки, провести их туда вместе с героем. А для того, чтобы к началу действия второй книги читатели поверили в критичность ума Раздолбая и в его беспристрастность, необходимо показать все его становление с подросткового возраста.

В интернете уже появились первые отклики, вы следите за обратной связью? Наши коллеги из Москвы написали довольно жесткую рецензию. За откликами слежу. Ваши коллеги написали жестко, другие читатели написали очень тепло – мнения полярные, и это было ожидаемо. „Плинтус“ — универсальная вещь, которая нравится почти всем, а „Хроники“ — совершенно другая история, построенная по другим законам. Была бы у меня цель собрать максимум читательских восторгов, я бы такую книгу не писал. Но цель была другая, я о ней сказал чуть выше, и понятно, что многим эта история покажется чуждой. Одно дело – короткая эмоциональная повесть про „несчастного котеночка“, которая бьет точно в сердце, и другое дело – длинный роман о духовных поисках „шелудивого Раздолбая“, обращенный не столько к эмоциям читателя, сколько к его рассудку. К тому же, сейчас вы пытаетесь судить половину истории. Представьте, что я дал вам прочитать половину повести “Похороните меня за плинтусом„ — без финального монолога бабушки, без письма отчима, без разговора дедушки и его друга на кухне. В лучшем случае вы написали бы в рецензии, что это забавные “Денискины рассказы», но ничего серьезного в книге нет. Так что пишите в рецензии, что считаете нужным, но все-таки учитывайте этот момент.

А вы не боитесь, что человек прочитает эту половину и не захочет дочитывать? Значит, это просто не его история, душа не лежит. Может быть, это будет к лучшему – вторую книгу прочтут лишь те, кому она адресована.

14 июня 2013,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация