Будущее рядом | Город | Time Out

Будущее рядом

  10 июня 2013
4 мин
Легенда стрит-арта, 57-летний американец Futura отметился на петербургских стенах и рассказал Time Out о Ленинграде, краске и матерщине на заборах.

7 июня по Петербургу гулял американский граффитист Футура — на углу Введенской улицы и улицы Благоева 57-летний гуру стрит-арта Леонард Макгурр даже оставил свой афтограф. Футура — один из первых героев уличного искусства, чьи работы со временем перекочевали из подворотен в галереи; для незаинтересованной в тонкостях граффити-искусства публики Футура может быть интересен хотя бы тем, что сотрудничал с Clash, создал обложку дебютного альбома Unkle, открыл бренд одежды «Futura Labaratories», а также участвовал в проектах Nike, Supreme, Stussy и G-Shock, а в Петербург приехал поразить аборигенов своей техникой на вечеринке Be Very Special. Познакомившись с уличной культурой Петербурга и поработав с молодыми райтерами, очень легкий в общении Леонард ответил на несколько вопросов Time Out.


Поделитесь впечатлениями о Санкт-Петербурге и России в целом? Я приехал в Россию третий раз. Совсем недавно, в феврале, я был в Москве. А первый мой визит в Россию состоялся почти 30 лет назад, в 1984-ом году. Я тогда побывал в столице, но в Санкт-Петербург приехать не получилось, потому что тогда был Ленинград. Вернуться спустя столько лет – потрясающе. Это совсем другой мир! Все настолько изменилось, каждая частица. Мне приятно здесь находиться. Какими бы ни были политические отношения между Америкой и Россией, я уважаю вашу страну, меня удивляет история. А Санкт-Петербург, на мой взгляд, — один из самых красивых городов мира. Уступает только Парижу, а может, даже не уступает.

На ваш взгляд, уровень развития стрит-арта в Петербурге достаточно высок? Да, я действительно так считаю. Ваш уровень даже выше, чем в Москве. Я думаю, это вопрос предрасположенности к влиянию извне: здесь люди более открыты чему-то новому. Может, это связано с местоположением города: вы совсем близко к другому миру. Прибрежные города всегда более прогрессивны и развиты, все новое идет сначала к вам, а чтоб дошло вглубь страны, в ту же Москву, требуется какое-то время.

С центром и окраинами страны все ясно. А есть ли различия между российской и американской уличной культурой? В технике нет различий. Стена – это стена, краска – она и есть краска, основные направления и стили, на мой взгляд, везде одинаковые. Где бы вы ни были, вы увидите много классического и традиционного, но всегда найдется кто-то более прогрессивный и преуспевающий. Мы не знаем, что на него повлияло, что изменило его представление, но он пробует что-то необычное, отличается от других. И тогда большинство скажет с недоумением: «Эй! Что это вообще?» Но, по-моему, такие попытки – это прекрасно. Это значит, у тебя есть свое мнение и ты не следуешь всему подряд. В Петербурге я увидел сотню простых граффити, которые я вижу везде, но одна из работ на стене завода «Красное знамя» показалась мне совершенно необычной, я не видел ничего подобного в мире. Вот такой подход я уважаю.

В Петербурге, помимо слишком простых, банальных работ, есть более серьезная проблема: непристойные изображения, нецензурные надписи. Что вы думаете о граффити-бескультурье в культурной столице? Внедрение непристойных слов и выражений в искусство стало делом политическим, на мой взгляд. Это грань между творчеством и политикой: ты можешь создать потрясающее красочное произведение, но, приписав кричащую фразу, превратишь свой художественный шедевр в политическое заявление. Честно говоря, я думаю, люди искусства, не желающие проблем, не должны соваться в это дело – не надо смешивать одно с другим. Оппозиционеры, прикрываясь искусством, выходят на улицы, в публичные заведения со своими заявлениями, чтоб их заметило большинство. Идея та же, что у Pussy Riot: они пошли в самый главный храм, чтоб задеть всех. С этой точки зрения, я считаю, что искусство можно контролировать, чтоб люди не выходили со своими необдуманными заявлениями в массы. Ты должен осознавать свое поведение и быть ответственным за него. Ведь стрит-арт тоже жмет на какие-то кнопки и влияет на общество. Я, например, не хотел бы нажать не на ту кнопку. Надеюсь, мое искусство положительно, а не негативно. Но с другой стороны, в противостоянии власти, церкви и пр. лучше уж прибегнуть к слову, чем к насилию. Так что это проблема неоднозначна, нужно копать глубже, чтоб разобраться.

Если бы вы хотели обратиться ко всему Петербургу с помощью своего творчества, какое место в городе вы бы выбрали? Я бы изобразил что-то очень масштабное на Невском проспекте. А потом с вершины Александрийского столпа поблагодарил бы всех за теплый прием и попросил бы людей поддерживать культуру и искусство. А это ведь совершенно безумная идея!

текст: Александра Попова
фото: Салима Сафарова