«Увидев Камбербатча, долго не мог поднять челюсть с пола» | Кино | Time Out

«Увидев Камбербатча, долго не мог поднять челюсть с пола»

  14 мая 2013
4 мин
Режиссер «Стар Трека» и главный демиург современной фантастики Джей Джей Абрамс о том, почему экранизации кинокомиксов становятся все мрачнее и эпичнее. Интервью: Заира Озова.

Обязательно ли зрителю быть знакомым с предыдущим фильмом, чтобы насладиться сиквелом?

Нет, совсем не обязательно. Создатели сиквелов обычно считают, что зритель видел оригинал, что ему есть дело до персонажей, что он знает предысторию. Мы старались этого всячески избегать. Самым главным для нас было – и я понимаю, что в случае со «Стартреком» это может прозвучать самонадеянно – взять и вычеркнуть все фильмы, что были до этого, забыть о наследии франшизы и делать полноценное, самостоятельное кино. Совсем не нужно быть подкованным фанатом, знакомым со всеми предыдущими фильмами для того, чтобы получить удовольствие от этого. Хотя, конечно, если вы видели хотя бы наш «Звездный путь» четырехлетней давности, а то и все остальные картины серии, то для вас у нас припасены отдельные бонусы: отсылки, цитаты и прочие постмодернистские игрушки.

Теперь вы, как новый режиссер «Звездных войн», имеете полное право сравнивать две вселенные. Так что же, по-вашему, общего между «Звездными войнами» и «Звездным путем»?

Я всегда считал, что это два абсолютно непохожих друг на друга, никак не пересекающихся мира. Темы, истории, герои, интонации – все совершенно разное. Разве что обе франшизы вполне себе «звездные». Это все равно, что снимать две драмы, и сравнивать их только на том основании, что в обоих герои водят машины и живут в домах. Разумеется, сейчас пока еще рано говорить о чем-то конкретном в отношении «Звездных войн», потому что проект находится еще на очень ранней стадии разработки. Но я не сомневаюсь, что мои «Звездные войны» будут не похожи на мой «Звездный путь» примерно в той же степени, в какой «Звездные войны» Лукаса были не похожи на «Звездный путь» Родденберри.

Чем вы объясните выбор Бенедикта Камбербатча на роль злодея?

Мы долго и усиленно искали подходящего актера на эту, надо сказать, очень важную роль. Мы не имели права не то что на ошибку, а даже на вольные допущения – в этом деле нужна была четкость и решительность. Гораздо легче найти актера мысленно, когда думаешь: «Ну, мне нужен человек, который может делать буквально все!» И почти никогда этого человека найти не можешь. Нам повезло в первом фильме с Эриком Баной – он сумел поднять градус напряжения до какого-то немыслимого предела. Но для нового «Стартрека» найти кого-то долгое время казалось решительно невозможным. И вот один из наших сценаристов Деймон Линдлоф посоветовал мне посмотреть «Шерлока», я на свою голову послушался его и после этого долго не мог поднять челюсть с пола. Этот парень, Бенедикт, был какой-то невероятный. Мы позвали его на прослушивание, посмотрели запись, и у нас не осталось ни единого вопроса относительно того, кто будет играть нашего злодея. Я испытал серьезное облегчение, когда мы нашли кого-то, кто мог воплотить персонажа не только коварного, мрачного и устрашающего, но и того, кому зрители в ходе фильма начинают потихоньку сочувствовать. Для меня этот притягательный дуализм – самое главное качество для злодея.«Стартрек» когда-то был зрелищем старомодным, замысловатым, но при этом позитивным. Теперь же он превращается в мрачную сагу сродни «Темному рыцарю».

Чем вы объясните то, что блокбастеры в последнее время становятся все менее легкомысленными и все более зловещими?

Конечно, во всем виноват Крис Нолан, чьи работы входят в число моих любимых фильмов последних лет. Он умудрился довольно простеньких комиксовых героев превратить чуть ли не в персонажей античной трагедии. По стопам Нолана все стремятся к реализму, а реализм, понятное дело, влечет за собой мрачность и безысходность – потому что, ну, в таком мире мы живем, ничего не поделаешь. Лучшие образцы научной фантастики, фэнтези и комиксов всегда аллегорично описывали реальные события. При этом не стоит забывать, что эти истории вполне могут быть рассказаны с юмором, с душой, с теплотой. Наши герои, конечно, отправляются «во тьму», но нет тьмы без света, и тот опыт, что они приобретают в борьбе со злом, помогает им найти себя и лучше познать своих друзей. Такая вот нехитрая, популярная, но всегда актуальная схема.

Стартрек: возмездие (Star Trek Into The Darkness),
с 16 мая в кинотеатрах города