Итак, 90-е | Кино | Time Out

Итак, 90-е

  17 апреля 2013
2 мин
Time Out вспоминает картины, в которых эпоха первоначального накопления капитала в России предстает во всей своей разбойной красе.



«Брат» и «Брат-2»

Очевидный, но обязательный выбор: киноэпопея о дембельнувшемся из армии парне, вынужденном в вакханалии девяностых сформировать собственный кодекс самурая. Основные максимы: брат стой за брата, вся сила в правде, Родину, несмотря ни на что, надо любить.


Реж. Алексей Балабанов,

в ролях: Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко
Россия, 1997


«Даун-хаус»

Самое, должно быть, сумасшедшее прочтение «Идиота» Ф.М. Достоевского: восьмидесятиминутный аттракцион с несусветными диалогами, вставными историями и саундтреком ди-джея Грува. Федор Бондарчук в роли дауна в смешной шапке, Артемий Троицкий как жовиальный Тоцкий, Охлобыстин-Рогожин, только осваивающийся в образе юродивого – безумный бриллиант «Даун-Хауса» продолжает сиять и поныне.

Реж. Роман Качанов,
в ролях: Фёдор Бондарчук, Иван Охлобыстин, Анна Букловская
Россия, 2001


«Ширли-мырли»

Единственный фильм девяностых, ставший одновременно и народной комедией, и интеллигентским guilty pleasure – из-за огромного количества народных и заслуженных актеров в кадре. Кинолубок о трех братьях, — русском рецидивисте, еврейском музыканте, руководителе цыганского табора, – один из которых якобы похитил крупнейший алмаз-самородок, разошелся на цитаты, некоторые из которых в нынешней России сложно опубликовать в СМИ.

Реж. Владимир Меньшов,
в ролях: Валерий Гаркалин, Вера Алентова, Игорь Угольников
Россия, 1995


«Generation П»

Для первой экранизации Виктора Пелевина, авторам фильма пришлось воссоздавать на экране исчезнувшую за двадцать лет Москву девяностых: получилось неровное кино, перенявшее родовые травмы первоисточника — хлипкую драматургическую базу, неряшливый, обрывочный монтаж эпизодов, слоганоориентированную манеру повествования. Один исторический момент сменяет другой. ЛСД уступает дорогу коксу. «Я не сникерс, чтобы меня рекламировать», — вещает усилиями рекламщика Татарского с экрана очередная цифровая моделька. И вот-вот, кажется, проснется хромой вавилонский пес П***ц.

Реж. Виктор Гинзбург,
в ролях: Владимир Епифанцев, Михаил Ефремов, Андрей Фомин
Россия, США, 2011



«Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь»

Петербургский ответ Тарантино: за телом безвременно ушедшего торговца кокаином по имени Капитан начинается настоящая охота — сперва его крадет бывший любовник, мелкий мафиози Игорь (Александр Лазарев-мл.), затем к делу подключается жена Марина (Лилия Азаркина), желающая супруга по человечески похоронить. Дальше последует история с переодеванием, смерть от передозировки на симфоническом концерте, выход бандита по кличке Адмирал, оказывающегося обезьяной. При огромном количестве клише и заимствований, отдельные приметы и черты героев времени подмечены здесь как нельзя точно.

Реж. Илья Макаров,
в ролях: Александр Лазарев-мл., Евгения Игумнова, Илья Шакунов
Россия, 1998