Петербург
Москва
Петербург
«То, что театры без финансирования сразу закроются — это большая иллюзия»

«То, что театры без финансирования сразу закроются — это большая иллюзия»

Сергей Янковский, гордый носитель усов Дали в постановке «Дневник Гения» рассказал Time Out о перерождении спектакля и театральном бизнесе
Идея спектакля выходит за рамки персонажа. Такие люди, как Дали, несли в себе сверхзадачу, она руководила их действиями, творчеством, она была конкретная, четкая, сформулированная ими самими не только внутри себя, но и для внешнего мира. Кроме того, в жизни каждого человека — гениального или нет — есть вехи, события, которые повернули жизнь в ту или иную сторону. У таких людей, как Дали, их больше, но все равно не такое огромное количество, чтобы их было невозможно вместить в один спектакль.

«Дневник Гения» шел в Приюте Комедианта пять лет, и я понял, что в пьесе многое пора менять. Сделать глубже, изменить канву, возможно, даже смысл. Я попытался сдвинуться в эту сторону в рамках театра, но не получилось. Пять лет назад мы ставили спектакль своими силами, с Ольгой Обуховской: она предложила идею, я написал пьесу, мы пригласили режиссера, затем — Анвара Лебабова, который и привел нас в Приют. Была даже озорная мысль позвать в спектакль Леонида Мозгового на роли Гитлера и Ленина — он играл их в тетралогии Сокурова, — сперва он дал согласие, но не сложилось. Так что их сыграл Анвар — и эти, и другие глюки. Но со старой командой не получается сделать новый спектакль, у всех свои идеи, планы, расписания.

«Дневник Гения+» — это очень масштабный спектакль; представьте хотя бы задник во всю сцену — картина Дали 7 на 9 метров. Проект затянул нас так сильно, что мы даже перенесли премьеру второй части постановки «Рудольф Нуриев. Прыжок в высоту». Это связано не только с творческими, но также с административными и финансовыми задачами. Мы ведь существуем сами, дотаций не получаем. Я вообще против этой системы госфинансирования, она убивает среду развития творчества. Меня черт дернул год побыть директором одного ДК, и я понял эту систему. Задача руководителя — освоить бюджет. Это очень увлекательное занятие, на котором ты целиком сконцентрирован. На том, как потратить деньги, а не на том, чтобы сделать что-то интересное, привлечь зрителя и заработать деньги. Возможно, такие театры, как Мариинский, требуют государственной поддержки, будучи достоянием республики. Но все остальное нужно срочно снимать с дотаций.

То, что театры без финансирования сразу закроются — это большая иллюзия, которую поддерживают все руководители театров. Я два года работал руководителем отдела и режиссером в компании «Арт-питер». Компания сделала, например, спектакль «Сирано де Бержерак» с Сергеем Безруковым — работали по коммерческим законам, знали как тратить и как отбивать. Да, в спектакле играет звезда Безруков, на которого идут люди — но никто не мешает театрам взять таких звезд? «Арт-питер» ухитрялись содержать такой крупный проект, не имея даже собственного офиса — и неплохо на нем зарабатывали. Отсюда вопрос — почему любой театр из Питера, имея помещение в центре города, за который даже не нужно платить аренду, не может себе этого позволить? Может, но им это не нужно, они не способны работать в таком ритме. Театральная публика считает, что работа с деньгами противоречит творчеству. А Леонардо Да Винчи в свое время делал светские мероприятия, чуть ли не свадьбы — эта информация встречается у многих исследователей его творчества. Зная его склад ума, несложно подобное представить. И успевал заниматься чистое искусством. А вот вопрос — насколько чистое то искусство, которое творец делал сам для себя и, которое, по большей части, интересно только ему? Лотман пишет об искусстве, как о языке, способе передачи информации, а произведение искусства определяет как диалог автора и публики, в котором язык придумывает автор. Но когда язык никому не понятен, зрителей становится все меньше; это, мне кажется, о чем-то говорит.

Дневник гения +. История великой любви
13 февраля, 19.00
ДК Ленсовета


11 февраля 2013,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация